Главная | Новости | Для авторов | Редакционная коллегия | Архив номеров | Отклики | Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Рукописи не горят

Сергей Артоболевский

КАК СДЕЛАТЬ ГРАНИЦЫ ПРОЗРАЧНЫМИ?

(«Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России». Под редакцией Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова.
Москва – Волгоград: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2002. 573 с.)


        «Пограничная» тематика привлекла, в последние годы, особое внимание российских исследователей. Это и понятно, учитывая скачкообразное увеличение открытости страны, появление новых границ на месте прежних дорожных указателей, превращение границ из непроходимых (для большинства населения) барьеров в генераторы и импульсов роста, и негативных социально-экономических явлений (реальных и ожидаемых). И общество, и власть толком не знают, как существовать и использовать приграничное положение значительного числа российских регионов в новых условиях, какие блага и беды несет оно стране в целом. Не до конца ясны и угрозы для безопасности страны. Особенно это относится к вновь возникшим границам с Новыми независимыми государствами. А ведь умение организовать «полезное и безопасное» трансграничное сотрудничество, это своеобразный тест страны на цивилизованность, который еще предстоит пройти РФ.
        Указанная тематика вобрала в себя огромное количество мифов, некоторое из которых предсказывают аж конец Государства Российского. Воображение рисует миллионы китайцев заселивших всю Сибирь и Дальний Восток, вернувшихся в Кенингсберг немцев и т.д. И, естественно, забитое русскоязычное меньшинство. Мифологизация проблемы мешает принятию грамотных управленческих решений. Последних нет и по причине отсутствия у федерального центра четкой политики в указанной сфере (имеющиеся на сегодня документы явно недостаточны). И вот на этом фоне появляется рецензируемая книга, принципиально отличающаяся от большинства предыдущих публикаций (преимущественно излишне политизированных и ориентированных на злобу дня) – причем в лучшую сторону.
        Первым достоинством книги является ее большой объем – 30 печатных листов, очень эффективно использованный редакторами и авторами. Он позволяет авторам достаточно полно излагать свою «доказательную базу», всесторонне анализировать различные аспекты приграничной тематики – от теории до конкретики. Переработан огромный фактический материал. Об этом красноречиво свидетельствует как сам текст, так и примечания к каждой из глав, равно как библиография и приложения. При необходимости книгу можно использовать и как научный труд, и как учебное пособие, и как справочник (и, даже, мини-энциклопедию). Такой подход сильно расширяет число потенциальных «потребителей» - от студентов (экономистов, юристов, географов …) до сотрудников органов управления. Можно только пожалеть, что тираж составил всего 700 экземпляров, что не позволит книге достичь всех своих потенциальных адресатов.
        Логична и структура книги. От теории и зарубежного опыта авторы переходят к анализу самого феномена нового российского приграничья. Затем следует подробных разбор почти всех «кусков» приграничья. В итоге получается полная и фундированная картина ситуации в РФ, позволяющая проводить сравнение нового и старого приграничья, отдельных территорий обеих групп.
        Второе несомненное достоинство книги – комплексность подхода. Она обеспечивалась и набором авторов, представляющих разные специальности, и определенным единообразием структуры «региональных» разделов. Это однообразие дает возможность сравнения приграничной ситуации различных регионов РФ, равно как и у соседей. Понятно, что данная комплексность стала возможной лишь благодаря огромным усилиям редакторов книги.
        Следует особо отметить доминирование исторического подхода в большинстве разделов книги. Становится абсолютно ясно, что ничто не ново под луной и причины нынешних «приграничных» проблем, как и их решение, нужно искать в прошлом, ближайшем и дальнем. Кроме того, данный «историзм» гарантирует книге долгую жизнь. Текущие перемены в судьбе различных приграничных территорий и «отрезков» границы быстро изменят ситуацию. Хороший пример этому – Калининградская область, где многое изменилось уже с момента написания книги. Но прошлое (хочется надеяться) уже никто не отменит, и «заинтересованные лица» все равно будет обращаться к рецензируемой книге.
        Третье достоинство книги ее практическая пригодность для лиц, принимающих решения. Достаточно сложные вещи описаны в книге доступным для управленцев языком. Отсутствуют политически ангажированные алармистские оценки. Очевидно вытекает недостаточность усилий государства и потребность в особой «приграничной» политике.
        Показывая всю сложность и многообразие региональных проблем в РФ книга косвенно ратует за расширение прав в указанной области региональных и местных властей. И это противоречит идеологии нынешнего этапа централизации и «нивелироизации» власти. Хочется надеяться, что данный труд заставит власть предержащих усомниться в своей абсолютной правоте. Широко рекламируемый ныне в РФ принцип субсидиарности требует «передачи» вниз части функций, этот же вывод подтверждает и рецензируемая книга.
        Есть ли у книги недостатки? Да. И основной из них – недостаточный объем (не ищите противоречия со сказанным выше). Хочется надеяться, что именно недостаток места препятствовал появлению в книге подробного раздела по западноевропейскому опыту приграничного сотрудничества. По многим соображениям опыт этот даже ценнее для нас, чем северо-американский. Именно в указанном регионе интеграция (в лице Европейского Союза) «отменила и продолжает «отменять» границы между странами, развитие приграничных территорий стало важнейшим направлением региональной политики. Следует помнить, что РФ ныне стремится в общеевропейское пространство, реально немыслимое без снижения барьерных функций границ страны (и, конечно, партнеров). Ведь именно странам Европейского Союза (а не США) адресовано предложение РФ о безвизовом режиме.
        Будь в книге больше места, в ней, безусловно, нашлось бы место для ряда несложных карт, которые сильно облегчили бы понимание текста. А сейчас читателям самим приходится перебираться с левого берега реки Х на правый берег реки У, что бы понять, как проходит граница РФ.
        Но, по большому счету, все это мелочи. Главное, что у читателей появилась глубокое исследование российских приграничных проблем, которому можно доверять.

        С.С. Артоболевский – доктор географических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭПИ РАН

  © Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2015