Главная | Новости | Для авторов | Редакционная коллегия | Архив номеров | Отклики | Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Рукописи не горят. Рецензии

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕВРОПЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ?
Multiregionalism and Multilateralism. Asian-European Relations in a Global Context. Edited by Sebastien Bersick, Wim Stokhof, Paul van der Velde. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. 192 p.
Мультирегиональное и многостороннее взаимодействие. Глобальный контекст азиатско-европейских отношений / Под ред. Себастиана Берсика, Вима Стокхофа и Пола Ван дер Велде. Амстердам: Амстердам Юниверсити Пресс, 2006. 192 с.

        Выход в свет рецензируемой коллективной монографии был приурочен к десятому, юбилейному, Саммиту Азии и Европы1 (Asia-Europe Meeting, ASEM) в сентябре 2006 г. в Хельсинки. Форум АСЕМ, официально учрежденный в 1996 г. в Бангкоке, является институтом межрегионального диалога и взаимодействия. В него входят участники Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также КНР, Япония, Южная Корея и страны Европейского Союза. В работе форума принимают участие и представители центральных органов ЕС в лице председателя Еврокомиссии и председателя Европейского совета. Основные задачи АСЕМ включают: организацию политического диалога и сотрудничество в области образования и культуры, безопасности и экономики. АСЕМ представляет собой механизм комплексного межрегионального взаимодействия, охватывающего вопросы инвестиций, безопасности и борьбы с терроризмом, культуры, технологии и науки, борьбы с наркоторговлей и защиты окружающей среды. Он рассматривается участниками как инструмент расширения спектра отношений между Азией и Европой с целью формирования более гармоничного экономического и политического миропорядка.
        В книге основное внимание уделено2 вопросам институционализации внутри- и межрегионального сотрудничества в международной системе. Авторы работы – специалисты азиатских, европейских, южно- и североамериканских стран. Очевидно, феномен АСЕМ волнует многих.
        Таниа Фелисио в главе о Восточной Азии пробует показать, как в конце прошлого века при помощи согласованных усилий стран разных частей мира преодолевался кризис доверия, вызванный разногласиями в оценке причин азиатского финансового краха 1998 года. Автор считает, что сотрудничеству пространственно разделенных регионов – оно и называется в книге неуклюжим словом «мультирегионализм» – способствуют как собственно региональные процессы, так и влияние, которое на них оказывают тенденции глобализации (С. 15). В итоге в Евразии начинают возникать более широкие и сложно организованные общности с участием разных и не граничащих между собой регионов – таких как зона ЕС, с одной стороны, и Восточная Азия – с другой. Т. Фелисио анализирует развитие механизма обеспечения безопасности и взаимодействие азиатских и европейских стран через призму АСЕМ. Она рассматривает роль Восточной Азии, отмечая асимметрию развития стран региона из-за отсутствия единых подходов к нему (С. 21). По мнению автора, требуется более тесное сотрудничество и координация усилий местных стран.
        Майкл Постерт в главе «АСЕМ и экономическая интеграция в Восточной Азии по примеру ЕС» исследует позиции ведущих субъектов международной финансовой системы во время азиатского финансового кризиса конца XX века. Он отмечает, что оказанная пострадавшим странам помощь не была альтруистской, равно как не были таковыми и предпринимавшиеся впоследствии превентивные меры (С. 30). Азиатская финансовая система находится на своеобразном политико-экономическом распутье: ряд стран региона выступают за интеграцию в глобальный международный финансовый режим МВФ, в то время как другие государства скорее склонны поддержать создание собственного азиатского финансового режима, менее тесно взаимодействующего с МВФ. В частности, в 1997 г. Японией был предложен план Азиатского валютного фонда, который, однако, так и не был претворен в жизнь в силу противодействия со стороны одних (прежде всего США) и недоверия к проекту со стороны других (С. 31).
        Азиатские страны, находящиеся под значительным влиянием Японии, попытались найти компромисс с США и МВФ. На лондонском саммите в 1998 г. было подписано Торговое обязательство АСЕМ, согласно которому все страны-участницы брали на себя обязательство избегать протекционистских мер и продолжить либерализацию торговли. Был создан Трастовый фонд АСЕМ, в задачи которого входила поддержка структурных реформ путем оказания консультационных и образовательных услуг (С. 36). Кроме того, был учрежден Исследовательский проект Кобэ, рассчитанный на обмен информацией между странами-членами АСЕМ в макроэкономическом и финансовом секторах. М. Постер показывает, как процесс регионального сотрудничества приводит к более слаженной и самостоятельной политике стран Восточной Азии в вопросах экономической и финансовой интеграции. По его мнению, развивая отношения с ЕС, Восточная Азия одновременно трансформируется в новое финансовое поле межрегионального взаимодействия в рамках общего мирового порядка (С. 42).
        Политика Индии в вопросах межрегионального сотрудничества – объект анализа Кристиана Вагнера. Автор оценивает межгосударственное сотрудничество с неореалистских позиций, уделяя внимание национальным интересам и выгодам вовлеченных в этот процесс государств. Анализируя внешнюю политику Индии, он приходит к выводу, что она становится более сбалансированной (С. 49–51). С одной стороны, страна активней включается в региональное сотрудничество через Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК). С другой – Индия ищет пути для подключения к деятельности АСЕАН, форуму Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и собственно АСЕМ (С. 57).
        Джон Куигли в главе о политике безопасности в ЮВА останавливается на новых формах военно-политического сотрудничества. Он анализирует результаты сотрудничества ЕС и АСЕАН в разрешении конфликта в индонезийской провинции Ачех (С. 65–68). Начало миротворческим усилиям было положено подписанием в Хельсинки 15 августа 2005 г. мирного договора между индонезийским правительством и представителем Движения за свободный Ачех. По согласованию с правительством Индонезии, ЕС и АСЕАН стали гарантами исполнения данного договора, для чего была создана совместная наблюдательная миссия.
        В главе о сотрудничестве Китая с ЕС Марк Лантэнь отмечает роль АСЕМ в отношениях между КНР и Евросоюзом. Сфера политических интересов КНР расширяется, и участие в АСЕМ стало для Пекина способом укрепления своего присутствия в политическом, социальном и экономическом пространстве Европы (С. 88–92). Интересы КНР в АСЕМ уже включают вопросы обеспечения безопасности. М. Лантэнь допускает, что АСЕМ может стать инструментом смягчения разногласий между Пекином и Брюсселем по поводу китайской торговой и финансовой политики (С. 99).
        Маризела Коннели в разделе о Китае и Латинской Америке дает подробное описание процесса вхождения КНР в экономическую жизнь этой части мира на протяжении последних пятнадцати лет. Китай ищет новых поставщиков сырья для своей промышленности и рынки сбыта готовой продукции (С. 112–116). Китайское руководство осознает, что к данному региону принадлежат страны, пользующиеся авторитетом в международных организациях, например Мексика, Бразилия, Аргентина и Чили. Они же могут стать для Пекина стратегическими торговыми партнерами и объектами для будущих капиталовложений. Сложным вопросом для отношений КНР с Латинской Америкой остаются дипломатические отношения, которые двенадцать стран региона поддерживают с Тайванем (С. 127).
        Основной целью главы Йио Лэй Хви является подведение промежуточных итогов деятельности АСЕМ и оценка ее перспектив. Отмечается, что на страны-члены АСЕМ приходится 40% населения планеты, 50% мирового ВВП и 60% мировой торговли (С. 151). По мнению автора, основные проблемы, стоящие перед АСЕМ, – это затухающий к ней политический интерес и необходимость пересмотра ее не вполне эффективной институциональной модели (С. 156).
        Глава Жу Ликун «Восприятие АСЕМ в Китае» основывается на результатах комплексного социологического исследования, проведенного исследовательской группой АСЕМ и спонсированного японским Центром международных обменов (С. 157). Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, насколько прочное место АСЕМ, наряду с ЕС и АСЕАН, занял в сознании китайского академического сообщества за последнее десятилетие. Социологический опрос среди студентов четырех китайских университетов, показал, что большинство (68%) практически ничего не знают об АСЕМ (С. 158). Анализ сообщений ведущего китайского информационного китайского агентства «Синьхуа» относительно деятельности АСЕМ также оказался неутешительным: количество сообщений по деятельности АТЭС, с которой и проводилось сравнение, многократно превышает количество новостей об АСЕМ. Специалисты по АСЕМ в китайском научном сообществе в целом позитивно отзываются о ее деятельности, но разочарованы отсутствием каких-либо значимых практических результатов (С. 165).
        Официальная позиция китайского руководства, проанализированная экспертами, заключается в том, что Саммиты Азии и Европы достаточно важны. Китайское руководство, однако, подчеркивает, что взаимодействие КНР и ЕС не должно рассматриваться как способ уравновесить США. Жи Ликун выдвигает идею о необходимости разработки плана популяризации АСЕМ с целью формирования ее репутации как одного из наиболее значимых международных институтов (С. 172).
        Представляется, что рецензируемая монография интересна исследователям в области региональных аспектов международных отношений. В российских работах тема АСЕМ слабо разработана, а сотрудничество стран ЕС, Китая и государств АСЕАН «через голову России» почему-то не вызывает никакого беспокойства. Может быть, знакомство с этой работой позволит читателям конкретней оценить потенциальные потери или выигрыши нашей страны в связи с развитием диалога между ЕС и азиатскими региональными структурами, по отношению к которому Россия остается пассивным наблюдателем.
Сергей Веселовский,
кандидат политических наук

Примечания

      1Это название в российской научной литературе не устоялось. Встречаются и другие: Форум «Азия-Европа» или Встреча «Азия-Европа».
      2ASEM The Asia-Europe Meeting. A Window of Opportunity. Edited by Wim Stockhof and Paul van der Velde. – London: Kegan Paul International, 1999; Stockhof, Wim. Asian-European Perspectives: Developing the ASEM Process. – London: RoutledgeCurzon, 2001; The Eurasian Space: Far More than Two Continents. Edited by Wim Stockhof, Paul van der Velde, Yeo Lay Hwee.- Singapore: ISEAS, 2004.


HTML-верстка Н. И. Нешева
© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2008