Главная | Новости | Для авторов | Редакционная коллегия | Архив номеров | Отклики | Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Рукописи не горят. Рецензии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Высторобец Е.А. Экологическое право – мотивации в международном сотрудничестве. М.: Наука, 2006. 383 с

        На протяжении несколько лет нарастающая катастрофичность сообщений на экологическую тематику из разных частей мира становится привычной чертой международных информационных потоков. Политики всех государств уже не теоретически, а вполне конкретно стали осознавать связь экологии с национальной безопасностью в самом широком смысле – от технологии и экономики до разведовательно-информационной работы. Отсюда более пристальный и прикладной интерес к экологической проблематике как за рубежом, так и в нашей стране.
        В середине ХХ в. в мире заметно увеличилось число локальных и региональных экологических проблем. В постиндустриальную эпоху экономический рост на базе интенсивного использования природных ресурсов, привел к истощению их запасов и увеличению отходов от производства, что вызвало загрязнение и разрушение окружающей среды. В 1960-е годы экологическая проблематика вошла в политическую повестку дня, а к 1970-м годам достигла особой остроты. Наконец, в начале ХХI в. экологические проблемы становятся одними из главных вызовов безопасности государств. Загрязнение воздуха, воды, почвы, сокращение биологического разнообразия живых организмов, ухудшение качества жизни многих людей, несут угрозу существованию жизни.
        Человечество начинает искать новые формы взаимоотношения с природой, которые вписывались бы в рамки устойчивого развития1. Однако достижение подобного типа развития невозможно усилиями лишь некоторых государств – оно требует совместных действий всех стран мира. Устойчивое развитие – это в большей степени политический процесс, поскольку принятие соответствующих стратегий и программ зависит от политической воли и гражданского потенциала общества. Для перехода к устойчивому развитию необходимы кардинальные изменения в экономическом и политическом мышлении.
        На Западе экологическая проблематика в политическом контексте разрабатывается уже давно, но и в России в последнее время наиболее активно развивается экополитология2. В начале XXI в. появился ряд работ по глобальной экологической политике3. В них анализируются отношения между глобальными политическими силами и изменениями в экологической сфере. Авторы этих произведений учитывают роль государств, многосторонних международных соглашений и договоров, международных финансов и торговли, транснациональных корпораций, неправительственных организаций, науки и техники, экологических движений. Британские ученые Эндрю Харрелл и Бенедикт Кингсбери определяют экополитику как ряд процессов, в ходе которых:
        – формируются межгосударственные соглашения по окружающей среде;
        – устанавливаются правила и режимы, облегчающие процесс экологического сотрудничества;
        – создаются международные учреждения, которые, следят за соблюдением правил;
        – появляются политические силы, от чьих решений должны зависеть любые успешные региональные или глобальные экологические инициативы4.
        В отдельную субдисциплину может, видимо, развиться политическая климатология – новая отрасль междисциплинарного знания на стыке политологии, экономической географии и климатологии. Новая дисциплина изучает основы рациональной политики экономического развития территорий с выраженной климатической спецификой (вечная мерзлота, критические природные температурные режимы и т.д.). В этом смысле самой популярной в России работой стала книга американских ученых Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди, посвященная поиску адекватных (с точки зрения климата) версий политики экономического развития сибирских регионов России5.
        В условиях усугубления существующего экологического кризиса, все больше возрастает значение международного сотрудничества, увеличивается важность международных механизмов, направленных на обеспечение экологической безопасности государств. Одним из важнейших на сегодня вопросов становится обеспечение рационального использования природных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. В ХХI в. мир противостоит межнациональным вызовам, требующим беспрецедентного сотрудничества между государствами, негосударственными акторами и гражданским обществом. На первый план выходят задачи выработки международных правовых норм, которые бы признавались и соблюдались всеми субъектами международных отношений. Принятый на Стокгольмской конференции по окружающей среде 1972 г. план действий положил начало созданию и развитию экологического законодательства в различных странах. Появились государственные органы охраны окружающей среды, издававшие национальные доклады по экологической ситуации. Процесс заключения международных конвенций, договоров, соглашений в области окружающей среды перевел экологические проблемы в область юридических отношений государств6.
        Вышедшая в свет в 2006 г. работа Е.А. Выстробеца «Экологическое право – мотивации в международном сотрудничестве» посвящена исследованию правовых аспектов международного сотрудничества в сфере экологии. Автором проведен сравнительный анализ экологического законодательства России, Великобритании, Канады и Нидерландов. Работа стала первым российским опытом по систематизации международного экологического права и экологического законодательства зарубежных стран.
        В основу проведенного Е.А. Выстробецом исследования легли международные договоры, юридические акты международных организаций, внутригосударственные акты. В работе присутствует обширный фактографический материал. Важное место отводится правовой информации, касающейся состояния и охраны окружающей среды.
        Анализируя правовое регулирование охраны окружающей среды на примерах России, Великобритании, Канады, Нидерландов, автор прослеживает этапы развития экологического законодательства в этих странах, приводит всестороннюю картину содержания конституций и комплексных законов об охране окружающей среды, рассматривает отраслевое законодательство в этой сфере. В современных международных отношениях, как справедливо отмечает автор, происходит взаимопроникновение международного права окружающей среды и внутреннего экологического права государств. На базе сравнительного анализа делается вывод о том, что существует общая тенденция юридического прогресса в рассматриваемой области, происходит некоторая «экологизация» законодательств.
        В работе рассматривается проблема разграничения полномочий внутри государства в области охраны окружающей среды между центром и регионами, определяется уровень государственного регулирования в природоохранной сфере, приводится сравнительный анализ в сфере государственного управления Канады и Российской Федерации – государств, имеющих федеративное устройство. Общей тенденцией, по мнению автора, являются попытки государств упорядочить отношения разных уровней власти в области охраны окружающей среды.
        Кроме того, в работе раскрываются способы закрепления в законодательстве России, Великобритании, Канады, Нидерландов прав и обязанностей граждан в области экологии, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
        Отдельная глава посвящена роли международных организаций в предупреждении экологических правонарушений. Подробно рассматриваются глобальная проблематика, природоохранная деятельность отдельных международных организаций и эколого-правовые инициативы, направленные на решение проблемных вопросов. В частности указывается на возрастающие возможности международных организации по предотвращению экологических правонарушений.
        Особое внимание автор уделяет формам и способам предотвращения международной экологической преступности. Существенное место занимает вопрос о роли России в охране окружающей среды в планетарном масштабе. Одной из главных задач международных организации должно быть стремление к стабилизации международных отношений и созданию многополярного мира, в котором глобальные экологические проблемы будут решаться в сотрудничестве всех акторов мировой политики.
        Е.А. Высторобец систематизировал обширный, иногда труднодоступный и разрозненный правовой материал, благодаря чему не только юристы, но и политологи получили интересную и полезную для работы книгу. Политическая экология – перспективная отрасль знания, и понимание ее правовой составляющей является залогом корректности будущих политологических обобщений.
Виктория Митева,
кандидат политических наук

Примечания

      1Устойчивое развитие (в формулировке ООН) есть такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.
      2Костин А.И. Экополитология и глобалистика. М.: Аспект Пресс, 2005.
      3В зарубежной литературе Global Environmental Politics, или ecopolitics предстает по существу как комбинация экологических проблем и политики (национальной или международной). См.: G. Porter, J.W. Brown. Global Environmental Politics, 2nd ed. Boulder (Co.), 1996; Eco-restructuring: Implications for Sustainable Development / Robert U. Ayers and Paul M. Weaver (eds.). United Nations University Press, 1998; Janet Welsh Brown, Pamela Chasek, David L. Downie. Global Environmental Politics. Westview Press, 2006.
      4The International Politics of the Environment / Andrew Hurrell and Benedict Kingsbury (eds.). Oxford: Clarendon Press, 1992.
      5Fiona Hill and Clifford Gaddy. The Siberian Curse. How Communist Planners Left Russia out in the Cold. Washington: The Brookings Institution, 2003.
      6Надо отметить, что на сегодняшний день одной из главных проблем остается малая эффективность ряда международных конвенций – из-за того, что в их деятельности не участвуют некоторые ведущие страны (например, Киотский протокол).


HTML-верстка Н. И. Нешева
© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2015