Главная|Новости|Для авторов|Редакционная коллегия|Архив номеров|Отклики|Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Том 10, № 1(28). Январь-апрель 2012
Рукописи не горят. Рецензии

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШИ

Poland’s foreign policy in the 21st century / Ed. by Stanisaw Biele. Warsaw, 2011. 462 p. Внешняя политика Польши в XXI веке / Под ред. Станислава Билена. Варшава, 2011. 462 с.


   Рецензируемая книга варшавских профессоров – не просто анализ состояния внешней политики Польши в начале XXI века. Освещая процесс выработки и применения внешнеполитических решений, авторы затрагивают все основные явления и факторы, влияющие на формирование курса страны в мировой политике.
   В авторском коллективе представлены как научные деятели, имеющие опыт преподавания в разных странах, так и государственные служащие, дипломаты, профессиональные военные и журналисты. Разнообразие авторов и их профессионального опыта обеспечивают плюрализм взглядов и предохраняют книгу от схоластики и догматичности.
   Главная цель работы – показать, что внешняя политика – это процесс выработки рациональных идей, обусловленных национальными интересами, анализом международной обстановки и осознанием собственных возможностей. Главное преимущество – стремление к точности и объективности. Книга далека от политкорректности, рассуждения основаны на принципе  sine ira et studio. Авторы не претендуют на то, чтобы учить власть имущих, но анализ, несомненно, пригодится в политической практике.
   Для понимания предпосылок формирования внешнеполитического курса Польши для иностранного читателя полезным будет прежде всего прочтение главы Рышарда Зиембы («В поиске международной роли Польши: концептуализация роли “среднего” государства»). Приоритеты внешней политики в сфере безопасности и стратегического видения международной обстановки обсуждаются в главе Болеслава Балцеровича («Участие Польши в евро-атлантической безопасности»).        
   Вопросы адаптации польской внешней политики в условиях членства в западных интеграционных объединениях освещены в главах Влодзимежа Аниола («Польша и вызовы глобального развития») и Катажины Колодзейчик («Инициативы Польши в Европейском Союзе»).
   Авторы сходятся во мнении, что на современном этапе основными целями внешней политики являются консолидация позиции Польши в ЕС и укрепление доверия к стране как к зрелому участнику процесса интеграции. По мнению авторов книги, исторические и геополитические факторы являются несомненными предпосылками к тому, чтобы Польша выступала в качестве конструктивного участника в развитии интенсивного диалога между ЕС и его партнерами в Восточной Европе.
   Проблемы формирования и эволюции видения места и роли Польши в современном мире освещают главы Станислава Пажимеса («Успехи и провалы построения западной идентичности Польши») и Константина Войтащика («В поиске польской идентичности в Европейском Союзе»).
   Авторы книги – люди, не испытывающие безусловного пиетета в отношении Европы, знающие мир и трезво смотрящие на положение Польши в мировой политике. Это выразители позиции страны, закрепившей свое место в западных интеграционных структурах, успешно преодолевшей кризис, ведущей конструктивный диалог со своими историческими соперниками.
   Перечислив достижения, авторы замечают также ряд недостатков, которые не позволяют польской политике вполне воспользоваться потенциалом страны и конструктивно развивать возможности кооперации.
   Согласно утверждениям авторов, настало время, когда Польша должна конструктивно воспользоваться своим положением. Ближайшим союзником и самым близким экономическим партнером Польши является Германия, в отношениях с Россией Польша успешно разрешает старые исторические противоречия, расчищая поле для взаимовыгодного продуктивного партнерства. Сегодня Варшава ближе к Берлину и Москве, чем эти столицы друг к другу, поэтому отношения Польши с каждой из них должны быть лучше, чем отношения между Германией и Россией. Тем не менее практика показывает, что все еще любое сближение Германии с Россией вызывает у поляков атавистический страх. С точки зрения авторов, вместо исторически мотивированной паники гораздо более продуктивно сосредоточиться на мониторинге и оценке меняющегося политического ландшафта. Современная Польша нуждается в реализме и внимательном анализе международной расстановки сил.
   Вопросы формирования внешнеполитического курса страны затрагивают главы Артура НовакФара («Конфликт властей в области внешней политики Польши») и Кжиштофа Зубы («Роль идеологии и политических партий в процессе формулирования польской внешней политики»). Авторы высказывают смелое предположение относительно причин неэффективности действий государства на мировой арене, связывая их с отсутствием у польской элиты зрелого видения внешней политики. Политический курс представляет собой в основном реакцию на текущие события без глубокого осмысления и определения стратегии будущих действий. В современных условиях внешняя политика, основанная на традиционном геополитическом мышлении, становится контрпродуктивной. Связь власти и географии неоднозначна, реализация интересов государства не обязательно осуществляется с помощью прямого контроля над территорией. Гораздо важнее, эффективнее и дешевле оказывается контроль капитала, СМИ и инструменты «мягкой силы». В условиях современного мира традиционные фобии утрачивают свое основание.
   Польша не обладает видением своего места в Европе – четко определенной, хорошо обдуманной концепцией международной идентичности. В основе польского политического стиля все еще лежит принцип соперничества, где все участники делятся на друзей и врагов. Он основан на распространении среди зарубежных партнеров анахроничного представления о стране как о жертве тоталитарных режимов ХХ века. В своем понимании мира польские политики все еще далеки от других моделей политической деятельности – консенсусной и кооперативной. Очень часто отсутствие ресурсов, в том числе и военных, маскируется излишними жестами и амбициями политиков.
   Проблемы выработки инструментов эффективной реализации внешней политики страны затрагивает глава Богуслава Залеского («Проблемы профессионализации польской внешней службы»).
   Ссылаясь на собственный опыт академической и профессиональной деятельности, авторы исследования утверждают, что элита власти недооценивает научный и интеллектуальный потенциал общества, который можно использовать для модернизации государства и дальнейшего развития. Подчас политический анализ в Польше представляет собой своего рода игру с политиками, которые не хотят или не умеют использовать помощь специалистов и экспертов.
   Вопросы содействия научно-экспертного сообщества выработке внешней политики описываются в главе Яцка Чапутовича («Политическая экспертиза в Польше в области внешней политики»).
   Для эффективной выработки и формулирования внешней политики Польши авторы советуют обратить внимание на геополитические изменения, трансформирующие ее политическое окружение: спад заинтересованности США в Европе, особенно в Центральной Европе, концентрация внимания США и других держав на России, постепенное ослабление ЕС, кризис идентичности и эффективности НАТО. Все эти факторы влияют на положение Польши и вынуждают на поиск адекватного ответа при инициативном и новаторском подходе к формированию внешней политики страны. В данных условиях игнорирование точки зрения своих собственных  соседей в пользу взглядов сильнейшей, но далекой державы показывает не только излишнюю самонадеянность, но также отсутствие понимания процессов развития мировой политики, и может иметь для Польши неблагоприятные последствия.
   Для российского читателя, безусловно, самой интересной частью книги будут главы Станислава Беления («Польша между Германией и Россией: детерминизм или геополитический плюрализм») и Анджея Шептицкого («Новая фаза польского миссионерства на Востоке?»). Авторы обращают внимание на то, что Польша находится на пересечении двух важных плоскостей геополитических взаимоотношений, влияющих на ее положение в международных делах: отношения между Германией и Россией и между ЕС и США.
   С одной стороны, следует заметить, что Польшу и Россию разделяет аксиологическое пространство – разное видение истории и различные политические традиции. С другой –  реальность такова, что Польша, безо всяких сомнений, остается в зоне влияния России: 100% импортируемого газа и 95% импорта нефти. В таких условиях необходимо сделать выбор: или Польша начнет предпринимать серьезные шаги для того, чтобы найти альтернативных поставщиков ресурсов, или же она должна смириться с существующей ситуацией и прекратить «риторические войны» со своим главным энергетическим партнером. В противном случае она рискует застрять в своего рода геополитической шизофрении.
   В отношениях с Россией необходимо постоянно находить баланс между ценностями и интересами. Полякам не следует забывать, что чем лучше их отношения с Россией, тем эффективнее влияние Польши на восточную политику ЕС и vice versa. Положение страны открывает для нее возможность играть роль посредника между ЕС, с одной стороны, и Россией, Украиной и другими странами постсоветского пространства – с другой и этим потенциалом следует распорядиться конструктивно.
   Парадокс польской политики состоит в том, что когда страна ищет друзей на Западе, польская сторона часто впадает в антироссийский «spillover». Россия, в свою очередь, чувствует себя окруженной кордоном государств, т.к. США проецируют свое влияние на регион ее жизненных интересов посредством таких государств, как Польша, Украина, Грузия.
   Комментируя инициативы польской политики на постсоветском пространстве, авторы разумно замечают, что любой союз Польши с малыми странами СНГ не имеет шансов на успех из-за стратегического веса России в регионе. Ни одна проблема на постсоветском пространстве не может быть решена без участия России, и, таким образом, любые антироссийские инициативы являются напрасной тратой ресурсов государства с ущербом для стабильности всего региона.
   Одним из базовых тезисов книги является то, что распад СССР не поменял геополитику Польши, но лишь модифицировал ее. Несмотря на трудности, Россия – большой игрок в регионе. Единственный способ сбалансировать ее влияние – это наращивать позиции Польши в ЕС и укреплять связи с доминирующим франко-германским тандемом.
   Несмотря на ощутимый прогресс процессов интеграции, проблема разделения Европы на Запад и Восток продолжает существовать. Задача политиков – учитывать позиции других участников международных отношений, их интересы и ценности. Иначе Польша рискует соскользнуть в изоляцию и непонимание.
   Утверждение авторов тем более актуально, что во время кризиса многие в Польше внезапно осознали, что есть вероятность выпадения страны из западной сферы влияния и возвращения в восточную. Польша стоит перед риском «провинциализации». В видении положения страны интеграционная эйфория 2000-х уступает место осознанию объективного факта: Польша лежит не в центре, а на окраине Европы, на  границе Европы и Востока.
   В связи с этим, выработка конструктивных отношений с Россией является все более важной и актуальной темой. Пора осознать тот факт, что пока Россия ищет более тесных связей с ЕС, она не является угрозой. В целях соблюдения своих собственных интересов Польша должна способствовать, а не мешать этому сближению. Как замечают авторы, XX век закончился, и Польше необходимы свежие размышления о том, в чем заключается реализация интересов страны. Страх перед Россией – плохой советник в выработке ориентиров внешней политики.
   Эта книга под редакцией Станислава Беления является смелым и многообещающим шагом в направлении осознания места и роли страны в европейской политике. Она поможет иностранному читателю понять процесс формирования и осуществления внешнеполитической активности Польши.

Якуб Корэйба


HTML-верстка А. Б. Родионова

© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2015