Главная|Новости|Для авторов|Редакционная коллегия|Архив номеров|Отклики|Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Том 9, № 3(27). Сентябрь-декабрь 2011
Рукописи не горят. Рецензии

США, БРАЗИЛИЯ И БУДУЩЕЕ МИРОУСТРОЙСТВО

Jorge I. Dominguez, Rafael Fernandez de Castro. Contemporary U.S.-Latin American Relations. Cooperation or Conflict in the 21st Century? New York: Routledge. 2010. 252 p. Хорхе И. Домингес, Рафаэль Фернандес де Кастро. Современные отношения между США и странами Латинской Америки. Сотрудничество или конфликт в 21 веке? Нью-Йорк: Издательство Рутледж. 2010. 252 с.

   В 2010 г. в свет вышел сборник статей коллектива авторов из США и стран Латинской Америки под общей редакцией в прошлом главы Ассоциации Латиноамериканских исследований, а ныне профессора Гарвардского университета, Хорхе Домингеса и заведующего Кафедрой международных исследований Автономного технологического института Мексики и по совместительству советника по международным делам президента Филиппа Кальдерона и Рафаэля Фернандеса де Кастро.

   Данная книга представляет собой ретроспективный анализ международных отношений стран Западного полушария в 2000-х годах. В главах книги предметно описаны векторы и масштабы изменений в системе международных отношений начиная с «секьюритизации» внешней политики США, увеличения силовой составляющей в внешнеполитической программе США и проецирования силы в различных регионах мира, заканчивая увеличением международного влияния отдельных стран Латинской Америки. Кроме того, отмечены рост и развитие КНР, которые отчасти осложнили региональную политическую среду, но вместе с тем диверсифицировали внешнеполитические тренды развития ряда стран Южной Америки.
   Желание США дальнейшего углубления взаимного сотрудничества в регионе обращено к двум приоритетным группам стран. В них, по оценкам авторов, политика США будет иметь «особый оттенок». Первая группа включает близлежащие к США страны региона, такие, как Мексика, страны Карибского бассейна и Центральной Америки и даже Куба. Фактически, это сфера «особых интересов» США. Внешнеполитические действия входящих в нее стран прямо сказываются не только на внешней, но и на внутренней политике США, принимая во внимание высокую долю мигрантов (как бывших граждан стран Латинской Америки, так и членов испаноязычных диаспор). Вторая группа включает в себя в основном страны Южной Америки: Аргентину, Чили, Колумбию, Венесуэлу. Особое внимание в этом контексте необходимо обратить на американо-бразильские отношения: в спектре двусторонних связей сотрудничество начинает перемежаться с элементами конкуренции по отдельным вопросам дальнейшего общеамериканского развития.
   Увеличение доли ВВП Китая в мировом валовом продукте создало благоприятные условия для роста национальных экономик стран Латинской Америки. Прежде всего это выразилось в более независимой по отношению к США внешнеторговой политике (с. 3). Во времена Д. Буша-мл. американо-китайские отношения имели стабильно кооперационный характер. Как следствие, отношения между Китаем и странами Латинской Америки в тот период также развивались по восходящей. Последнее обстоятельство опосредованно способствовало ослаблению зависимости латиноамериканских стран от США и по внешнеполитическим вопросам. Особенно контрастно возросшая самостоятельность латиноамериканских государств проявилась в ходе осуществления американо-британской интервенции в Ираке в 2003 году. Несогласие ключевых американских партнеров в регионе подорвало представление о зрелой однополярности, о которой заявляли американские эксперты на рубеже 2000-х годов. Как видно, американоцентричный мир не признавался даже в «заднем дворе» державы номер один. По существу все 2000-е годы страны Центральной и Южной Америки провели в попытках диверсификации своих внешнеполитических партнеров.
   В целом, по словам авторов книги, к началу XXI века в региональной системе отношений в Западном полушарии обозначилось два существенных сдвига. Первый выразился в установлении конституциональных режимов в ранее авторитарных странах, а также в расширении влияния экономического фактора на качество и содержание двусторонних и многосторонних отношений в регионе. Однако данный тренд был выгоден не для стран Латинской Америки, поскольку большинство стран предпочитало ориентироваться на форматы регионального политического взаимодействия. Второй сдвиг заключался в линии на «секьюритизацию» внешнеполитической линии США, что насторожило руководство Мексики, Колумбии, стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Так, Хорхе Домингес, изучая изменения в латиноамериканской системе международных отношений в 2000-х годах, предложил заострить внимание на следующих важных пунктах внешней политики США при администрации президента Д. Буша-младшего, возведенных в ранг «жизненно важных интересов»: война с терроризмом и формирование альянса стран, желающих примкнуть к США; защита конституционального демократического строя в странах, входящих в приоритетную сферу интересов США; изменение степени вовлеченности США в функционирование международных институтов (с. 15). Все эти сюжеты стали рассматриваться в контексте угроз национальной безопасности.
   Обращает на себя внимание раздел Моники Хирст об отношениях США и Бразилии. Американо-бразильский диалог вступил в полосу кардинальных изменений. Вполне вероятно, что в будущем именно этот вектор будет оказывать заметное влияние не только на региональную систему международных отношений в Западном полушарии, но и на мир в целом. «К одному глобальному игроку присоединяется второй игрок с постоянно увеличивающимся внешнеполитическим потенциалом и с претензией на роль глобальной державы» (с. 128).
   В самом деле, в последнее время отношения между двумя странами стали более конструктивными и содержательно емкими. В подходах к решению двусторонних проблем возобладал прагматизм, стремление выявлять и учитывать конкретные интересы обеих сторон: «…Бразилия и Вашингтон наконец-то нашли совместные точки соприкосновения и готовы начать стратегический диалог…» (с. 124).
   С 2002 г. двусторонние отношения находятся в «положительном» поле. За это время произошла значительная активизация деятельности НПО и их роли в структуре взаимодействия, что свидетельствует не только о сближении двух правительств, но и об упрощении (демократизации) связей между правительственными и неправительственными институтами. Впервые в повестку дня начинают входить пункты по сотрудничеству в области окружающей среды и по защите прав человека.
   Уровень взаимозависимости США и Бразилии нельзя сравнить по масштабам и набору приоритетов ни с одной другой латиноамериканской страной, за исключением разве что Мексики, с которой, правда, взаимные интересы касаются скорее экономической сферы. И Бразилия, и США – государства, которые за последние десятилетия сумели скоординировать позиции и даже совместные действия по ряду политических вопросов, не забывая при этом о внешней торговле.
   Несмотря на то, что администрация президента Б. Обамы рассматривает Бразилию лишь как регионального лидера, последняя пытается расширить сферу своего влияния на страны не входящие в Латиноамериканский макрорегион. Во время своего визита в США Игнасио Лула да Силва заявил о том, что хотел бы видеть свою страну через несколько лет в качестве мирового игрока. На деле данное заявление противоречит устремлениям американской администрации и конгресса. США по-прежнему пытаются воспрепятствовать экспорту Бразилии на американский рынок и доступу бразильских компаний в стратегические отрасли США, в частности в сталелитейную промышленность.
   Специальный раздел книги отдан многосторонним отношениям в рамках треугольника США-Куба-Бразилия. Бразилия успешно пытается вовлечь Кубу в экономический, политический диалог (с. 53). Подтверждением вышесказанного является принятие Кубы в «группу Рио» в 2008 году. Дружеские отношения с семейством Кастро позволили президенту Бразилии смягчить позицию кубинских властей к процессу демократизации, который навязывался в течение десятилетий администрацией США.
   Подводя итоги, авторы утверждают, что если для США Латинская Америка будет и дальше оставаться неприоритетным регионом в мире, то, для восходящих мировых держав, входящих в неформальную группу БРИКС, данный регион может представлять больший интерес (с. 138). Дальнейший вектор эволюции региона будет в решающей степени зависеть от курса Бразилии на углубление стратегического партнерства с другими странами внутри региона и от того пути, который она выберет для наращивания политического потенциала и увеличения экономической мощи в мире в ближайшее десятилетие.
   Работа может быть интересна в России, так как позволяет лучше понять в каких сферах и на каких условиях сотрудничество с группой быстроразвивающихся стран Южной Америки может стать для нашей страны резервом наращивания своего влияния и укрепления ее международных позиций. Нюансированный анализ политики США в регионе дает лицам, принимающим ответственные решения, возможность разобраться, где в Западном полушарии проходит граница между зоной преференциальных интересов США и странами, имеющими второстепенное для Вашингтона значение. Такое компетентное знание полезно для уяснения Москвой пределов внешнеполитического маневра в регионе и путей налаживания взаимовыгодных контактов с руководством и бизнес-кругами латиноамериканских стран.

Артур Ермолаев

 

 

 

 

 


HTML-верстка А. Б. Родионова
© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2015