Главная|Новости|Для авторов|Редакционная коллегия|Архив номеров|Отклики|Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Рукописи не горят. Рецензии

КОРРУПЦИЯ КАК МИРОВАЯ УГРОЗА

Corruption, Global Security, and World Order/ Robert I. Rotberg (ed.), Washington: Brookings Institution Press, 2009. 497 p.
Коррупция, глобальная безопасность и мировой порядок/ Под ред. Роберта И.Ротберга. Вашингтон: Брукингс инститьюшн пресс, 2009. 497 с.

 


        Коррупция – одна из сложнейших социально-экономических проблем, не обошедших стороной ни одно общество ни в одну эпоху. У нее тысячи лиц. Столь же разнообразно и отношение к ней. В большинстве развитых стран борьба с коррупцией поставлена во главу угла государственной политики. В других, таких как Саудовская Аравия, в силу местной специфики и традиций, борьба с одними формами коррупции соседствует, например, с легализацией отчислений членам королевской семьи значительных комиссионных с внешнеторговых сделок. В третьих, широко использующих теневые международные каналы для преодоления своей изоляции, таких как КНДР, коррупционные механизмы выступают основой взаимодействия с внешним миром и выживания режима. Однако в современном мире, отмеченном ожесточенной конкуренцией во всех областях, противодействие коррупции для всех государств выходит на первый план как необходимое условие успешного развития и модернизации и основа отражения новых транснациональных угроз. В этом сложном контексте внимание к коррупционной проблематике в академических кругах приобретает особое значение.
        Проблемы коррупции и стратегии борьбы с ней находятся в центре исследований, их изучением занимаются десятки аналитических центров и неправительственных организаций. Что заставляет выделить из этого длинного ряда книгу под редакцией Роберта Ротберга, изданную в минувшем году Брукингским институтом?
        В первую очередь, всестороннее освещение проблемы коррупции: от критического анализа используемых методов оценки уровней коррупции, разнящихся и несовпадающих определений этого явления, до попытки представить целостное видение феномена коррупции в новой международной среде безопасности, в неразрывной связи с другими острейшими угрозами – распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), экспансией криминальных и террористических структур, внутригосударственными конфликтами, умножением числа неудавшихся государств, дроблением и фрагментацией политического пространства на периферии мировой системы. Все эти аспекты подвергаются детальному анализу в восемнадцати главах, в создании которых принял участие широкий коллектив авторов, среди которых такие именитые исследователи, как Роберт Легвольд, основатель неправительственной организации «Transparency International», директор программ Мирового банка в Африке и Латинской Америке Петер Айген, создатель индекса восприятия коррупции «Transparency International» профессор Йохан Ламбсдорфф, профессор Роберт Ротберг, известный многочисленными публикациями по проблемам Африканского континента и внешней политике США, и ведущие ученые Йельского, Гарвардского, Корнельского, Базельского и других не менее респектабельныхуниверситетов.
        Специфика рассматриваемых проблем – коррупции, связанной с нею активности террористических и криминальных структур, сетей распространения ОМУ – состоит в ограниченности и фрагментарности имеющихся данных. Предметом изучения становятся лишь раскрытые сети и разоблаченные коррупционные схемы, в то время как реальный масштаб этих проблем остается оценивать в приблизительных категориях. Тем не менее авторам удалось исследовать внутренние механизмы таких структур.
        К числу достоинств работы следует отнести попытку определить новые пути сотрудничества государств, гражданского общества и ТНК в борьбе с коррупцией и важнейшие направления комплексной стратегии этой борьбы. У авторов получилось на богатом фактическом материале продемонстрировать, каким образом коррупция в условиях глобализации оказывается в центре мирополитических процессов: от внутренних конфликтов, коллапса государственных институтов в неудавшихся государствах, их сращивания в «криминальных государствах», пользуясь терминологией Роберта Легвольда из его главы «Коррупция, криминализированные государства и постсоветские преобразования» (с. 196), и до формировании в рамках теневой глобализации узлов трансграничных криминальных потоков – торговли ОМУ, ядерными материалами и технологиями, людьми, органами для трансплантации, разграбляемыми природными ресурсами, наркотиками и оружием.
        В книге показано, что коррупция, бывшая прежде бичом отдельных государств, превратилась в угрозу глобального масштаба, а борьба с ней не может быть более предметом беспокойства лишь правительств разных стран. Ослабленные сетями коррупции государства если и не превращаются в базу для террористических и криминальных структур, то в той или иной форме включаются в транснациональные теневые схемы и потоки, угрожающие международной безопасности. Та участь ожидает ТНК и иные бизнес-структуры. Этот процесс подробно рассматривается в рамках распространения ядерных материалов и технологий. Показано, каким образом коррупция среди государственных должностных лиц и сотрудников частных компаний становится основой построения сетей распространения ОМУ на примере известной сети А.К. Хана. При этом особенно уязвимы перед лицом коррупции оказываются постконфликтные регионы, молодые и непризнанные государства, ситуация в которых – от Анголы и Гватемалы до Косова – подробно анализируется авторами в соответствующей главе. Однако ни одна страна, сколь бы могущественна она ни была, не обладает иммунитетом к этой застарелой болезни, получившей сегодня новые, более опасные измерения.
        Немалый интерес представляет и взаимосвязь коррупции с распространением террористических и криминальных структур. В книге глубоко раскрыты механизмы этой связи в рамках того, что Келли Гринхилл назвала «клептократической взаимозависимостью» (с. 101), формируемой на основе переплетения интересов криминальных кругов и представителей власти. Представленный свежий материал по транснациональным преступным организациям от японских «борекудан» и китайских триад до нигерийских банд во многом дополняет наиболее известные работы в этой области, будь то подготовленная по указанию американской администрации в 2000 г. межведомственной группой экспертов «Оценка угрозы со стороны международной преступности», тематические доклады Европола или книги Л. Наполеони и М. Наима1. Подробно рассматриваются все каналы влияния коррупции на интенсивность террористической деятельности – от прямых, связанных с развертыванием террористической инфраструктуры в несостоявшихся государствах, до косвенных – связанных с ростом экстремистских настроений в пораженных коррупцией странах.
        В целом, оценки воздействия коррупции на активность криминальных и террористических структур полностью подтверждают выводы, представленные ранее в работах многих зарубежных аналитиков, в частности В. Кэсбира и Т. Томаса, которые, исследуя динамику развития агрессивных негосударственных субъектов, пришли к выводу, что в современном мире такие открытые системы не могут существовать автономно и в той или иной форме находятся в зависимости от трансграничных нелегальных потоков и кооперации с другими подобными структурами в рамках теневой глобализации2.
        Особо следует отметить выводы, полученные авторами на основе применения формализованных методов анализа, относительно влияния коррупции на криминальные и террористические организации. В целом, подтверждается прямая зависимость между уровнем коррупции в стране и интенсивностью террористической активности, которая, впрочем, часто может быть направлена вовне. Вместе с тем на дискуссионный вопрос о тесной связи наркоторговли и современного терроризма авторы дают отрицательный ответ.
        Не менее интересны и выводы, полученные на основе анализа коррупционной динамики в Папуа-Новой Гвинее и Нигерии, где видна связь между этно-лингвистической фрагментацией и укоренением в политической культуре коррупционных и клиентельных схем.
        Однако не со всеми выводами авторов можно согласиться. Давая лестные оценки успехов режима М. Саакашвили в деле искоренения коррупции в Грузии и даже осторожные сравнения современных процессов в этой стране с историей эталона антикоррупционной борьбы – Сингапура, они не принимают во внимание то обстоятельство, что острие подобных мер в Грузии направлено преимущественно против низовых форм коррупции, в то время как в высших эшелонах власти процветают сложившиеся традиции.
        Столь же наивен и общий взгляд авторов на «оранжевые революции» на пространстве бывшего СССР как на стихийный подъем народных масс против коррупции и угнетения. Грустную иронию вызывают слова о том, что добропорядочным сотрудникам грузинской таможни препятствуют пресечь проходящие через страну трансграничные теневые потоки преступники из Абхазии и Южной Осетии (с. 225). Вряд ли граждане этих государств причастны к появлению поставленных Грузии Польшей ракетных комплексов (ПЗРК) «Grom» в арсеналах чеченских боевиков.
        Не меньше вопросов вызывает раздел, посвященный анализу коррупционной ситуации в Косове, где авторы гневно обвиняют правительство С. Милошевича в привитии косовским албанцам чуждой им культуры коррупции (с. 83), равно как и практически во всех проблемах этого непризнанного новообразования на карте Европы, которое, вопреки оптимистическим оценкам авторов, сегодня остается важнейшим узлом албанской мафии. По оценкам Европола, она контролирует региональную торговлю людьми и большую часть импорта героина в Европу, а многие ее представители благодаря действиям зарубежных попечителей молодой косовской «государственности» получили возможность политической легализации на высших должностных постах.
        Со страниц книги, в частности, звучат упреки в адрес России в масштабном нарушении прав на интеллектуальную собственность со стороны ее граждан. Однако представляется, что свести эту проблему к коррупционному климату внутри страны было бы непростительным упрощением. Стоит заметить, что в этой области на международном уровне долгое время сохранялись двойные стандарты. Достаточно вспомнить, как США, вопреки протестам России, систематически оказывали активнейшую поддержку выпуску нелицензионной продукции военного назначения по советским технологиям в странах бывшего соцлагеря и даже на собственной территории. В этом свете отсутствие стимулов к активизации борьбы с нарушением авторских прав американских правообладателей в и без того непростой обстановке российских реформ явилось закономерным итогом этой необдуманной политики.
        Нельзя сказать, что и в отношении контроля над арсеналами вооружений Россия столь уж сильно выделяется на фоне США, где в последние годы гремели скандалы с потерями десятков тысяч единиц стрелкового оружия в Ираке и Афганистане, утечками ПЗРК3. Вероятно, следует говорить о том, что коррупционный климат в каждом отдельном государстве создается не только внутренними условиями, но и внешними факторами, влиянием международной среды, в первую очередь, политикой великих держав в области создания соответствующих международных режимов. Искоренение новых угроз, порождаемых коррупцией, возможно лишь в русле тесного международного сотрудничества на условиях взаимной открытости и отказа от политики двойных стандартов.
        Трудно оспорить правоту авторов в части предлагаемых стратегий и исключительно подробно описанных для каждого проблемного направления практических мер борьбы с коррупцией. Однако, как справедливо заключает Р. Ротберг, в основе всех этих шагов – от внедрения антикоррупционной корпоративной культуры, укрепления союза государства, бизнеса и гражданского общества, комплексного прогресса в решении проблем образования, защиты прав человека до совершенствования судебной системы, укрепления свободы СМИ и искоренения коррупции – должна лежать политическая воля высшего руководства страны – самое важное условие успеха всех инициатив.
        Эта книга дает жесткую отповедь экзотическим фантазиям «интеллектуалов», пытающихся рассуждать о существовании разрушительной – компрадорской и якобы созидательной – «патриотической» формах коррупции, попыткам чиновников в разных странах мира переложить ответственность за удручающую коррупционную ситуацию на плечи собственного народа, которому якобы присуща традиционная многовековая склонность к подобным преступлениям.
        В целом, книга под редакцией Р. Ротберга заслуживает внимания читателей-международников, представляя собой редкий по глубине, богатству фактического материала и анализа образец исследования, освещающего важные черты мирового развития.

Николай Пономарев
        

Примечания

1 См. International Crime Threat Assessment. Global Context of International Crime 2000 www.fas.org/irp/threat/pub45270index.html, Naim, Moises. Illicit. How Smugglers, Traffickers, and Copycats are Hijacking the Global Economy. New York – London: Doubleday, 2005; Napoleoni Loretta. Rogue Economics. Capitalism's new reality. New York – London – Melbourn – Toronto: Seven Stories Press, 2008.
2 См. Casebeer W., Thomas T. Violent Non-State Actors: Countering Dynamic Systems//Strategic Insights, Volume III, Issue 3.March 2004.
3 См. United States General Accounting Office Report to Congressional Committees. Nonproliferation: Further Improvements Needed in U.S. Efforts to Counter Threats from Man-Portable Air Defense Systems. May, 2004; United States Government Accountability Office Report to Congressional Committees. Afghanistan: Key Issues for Congressional Oversight, April 2009.


HTML-верстка А. Б. Родионова
© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2015