Главная|Новости|Для авторов|Редакционная коллегия|Архив номеров|Отклики|Поиск | Публикационная этика | Прикладной анализ | English version
Текущий номер. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015
Реальность и теория
Аналитические призмы
Фиксируем тенденцию
Двое русских – три мнения
Рецензии
Persona Grata
Бизнес и власть
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Балтийский Исследовательский Центр
Сайт Содружество
 
Рукописи не горят. Рецензии

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ИНТРИГА АМЕРИКИ

Heilemann John, Halperin Mark. Game Change: Obama and the Clintons, McCain and Palin, and the Race of a Lifetime. New York: Harper, 2010. 448 p.
Хейлеман Дж., Галперин М. Перелом в игре: Обама и Клинтоны, Маккейн и Пэйлин и избирательная гонка всей жизни. Нью-Йорк: Харпер, 2010. 448 с.


        Президентские выборы 2008 г. в США были похожи на настоящий голливудский блокбастер с лихо закрученной интригой. За перипетиями избирательной кампании, проходившей в условиях начала глобального экономического кризиса, заронившего большие сомнения в жизнеспособности глобального капитализма, следили и граждане США, и иностранцы. Американцы, впрочем, не только следили не отрываясь, но и активно «голосовали деньгами». По данным Федеральной избирательной комиссии США, совокупный объем собранных демократами и республиканцами пожертвований составил 1 686,4 млн. долларов, причем Барак Обама сумел привлечь 747,8 млн долларов1. Стоит отметить, что объем пожертвований превысил 1 млрд долларов впервые в истории американских выборов. Для кампании 2008 г. это, конечно, не единственное и не самое главное «впервые».
        Выборы 2008 г. и предшествовавшие им события освещались чрезвычайно подробно и классическими СМИ, и блоггерами, кстати составившими серьезную конкуренцию традиционным газетам, журналам и телевидению. Политическим журналистам Джону Хейлеману и Марку Галперину надо было постараться, чтобы спустя год после инаугурации Б. Обамы заинтересовать читателей, которые и так знали немало увлекательных и даже пикантных деталей избирательной кампании.
        Книга «Перелом в игре» удалась. Об этом свидетельствуют и отзывы в уважаемых газетах и журналах, и статус бестселлера, вызвавшего реакцию как сторонников демократов, так и сторонников республиканцев. В общем, книгу заметили. Она выполнена в крайне редком, в целом неубедительном для российских и трудном даже для высококлассных американских политических журналистов жанре документального романа, разрушающего одни мифы и, наверное, создающего и укрепляющего другие. Чего стоит, например, упоминание о том, что Дж. Буш-мл. и У. Клинтон общались во время кампании чаще, чем может себе представить среднестатистический потребитель новостей (с. 227). Любопытна и история отказа Хиллари Клинтон от выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах 2004 года. Против решения матери тогда выступила Челси Клинтон (с. 20).
        Вероятно, рецензируемая книга вряд ли может служить «учебником для начинающих» по американской внутренней политике или примером отстраненной аналитики. Авторы особенно не вдавались в тонкости политического дискурса кампании 2008 года, не разбирали идеологические и концептуальные истоки программ кандидатов, не изучали примененные избирательные технологии, не выискивали различий в позициях кандидатов по тому или иному вопросу национальной повестки дня. «Перелом в игре» – это насыщенный деталями путеводитель по закулисью избирательной кампании. С одной стороны, избыток деталей может отвлекать, создавая изрядные шумовые эффекты (в том смысле, в котором «шум» понимают исследователи, работающие с количественными данными). С другой – книга может быть чрезвычайно полезной для человека, уже знающего азы американской политической жизни. Образно говоря, она создает цветное трехмерное изображение, а не черно-белый набросок.
        Одним из главных ингредиентов успеха книги является то, что принято называть в академических исследованиях «источниковой базой», состоящей из более чем 300 интервью с кандидатами, сотрудниками избирательных штабов и другими участниками избирательной кампании, а также дополнительных материалов, включая разнообразные записи, стенограммы, меморандумы, сообщения СМИ и т.п. Но, несмотря на это, «Перелом в игре» читать нескучно. Авторы реконструировали беседы ключевых действующих лиц, опираясь на воспоминания тех, кто при этих беседах присутствовал (хотя без воображения и домысла, наверное, все же не обошлось). Эти фрагменты, как и невысказанные мысли, даны на страницах «Перелома в игре» курсивом. Местами получилось жестко и даже жестоко по отношению ко всем героям кампании 2008 года. Авторы явно не стесняются в выражениях, и перед нами предстает хамоватая публика, которая может сорваться на крик и даже грубость. Становится понятно, почему, например, избирательный штаб Хиллари Клинтон держал какое-то время 42-го президента подальше от микрофонов. Вряд ли уместно процитировать некоторые наиболее показательные фразы из книги, хотя они показывают живость языка политики и политиков в США. Не завидую издателю, который когда-нибудь возьмет на себя труд опубликовать «Перелом в игре» на русском языке.
        Американские политики, описанные в книге Хейлемана и Галперина, – просто люди, со своими слабостями, причудливыми иллюзиями, амбициями. Их поведение во время избирательной кампании зачастую определялось не рациональными соображениями построения и поддержания успешных коалиций, постоянным радением о судьбах страны (все это, конечно, важно, но в определенные моменты отступает на второй план), а, например, страхом перед местью Хиллари Клинтон за поддержку сенатора от штата Иллинойс, состоянием семейных отношений и т.п. В книге хватает подтверждений того, что человеческое в политике способно разрушить самые совершенные избирательные приемы, свести на нет усилия профессиональных имиджмейкеров, консультантов, стратегов или, напротив, вопреки всему, обеспечить победу над сильными соперниками, за которыми стоит могущественная партийная машина.
        В конечном итоге «Перелом в игре» – это книга о людях, которые стремились стать во главе США и определять судьбы мира, но также об их мужьях и женах, страхах и надеждах.
        В стране с долгой демократической традицией выборы – явление столь же привычное, как смена времен года, и по большей части не слишком интересное для «зрителя». Слово «зритель» применительно к избирателю неслучайно. Именно развитые представительные системы, в которых наблюдается персонализация электорального выбора, дали основание говорить о себе как об «аудиторных демократиях» (Бернар Манен), в которых «электорат выступает прежде всего как аудитория, которая реагирует на условия, представленные на политической сцене»2. «В аудиторной демократии правит медиаэксперт»3. И все же «выборы приводят к власти людей с выдающимися способностями и тем самым сохраняют элитистский характер, которым всегда обладали»4.
        Книга «Перелом в игре» – это еще и призыв не обольщаться на счет «выдающихся способностей» «медийных фигур». Ее герои, конечно, люди талантливые, неординарные, но все же они люди. Заставить их стать лидерами, действительно нужными стране, могут граждане, которые хотя бы периодически перестают на время быть безучастными «зрителями». Кажется, у американцев в 2008 г. это получилось.

Михаил Миронюк,
кандидат политических наук

Примечания

1 Presidential Campaign Finance (http://www. fec.gov/ DisclosureSearch/mapApp.do).
2 Манен Б. Принципы представительного правления. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. С. 277.
3 Там же. С. 273.
4 Там же.


HTML-верстка А. Б. Родионова
© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003-2015