Политика санкций в законопроектах Конгресса США
https://doi.org/10.17994/IT.2023.21.2.73.1
Аннотация
Конгресс США играет всё более заметную роль в американской политике санкций. Хотя президент и его администрация сохраняют за собой высокую автономию в вопросах внешней политики, Конгресс активно участвует в формировании повестки дня, разработке санкционных режимов, а также их последующей модификации. Утверждение санкций Конгрессом в законодательстве США консервирует их на длительный период. Подобная институциональная роль Конгресса ставит ряд исследовательских вопросов: какие содержательные приоритеты можно выделить сегодня в законотворческой деятельности Конгресса? совпадают ли данные приоритеты с деятельностью администрации? является ли тема санкций предметом консенсуса республиканцев и демократов, или выделяются специфические темы отдельных партий? что именно предлагается Конгрессом по таким приоритетным направлениям, как политика в отношении России, Китая, Ирана? какие именно санкции предлагает Конгресс? какова «выживаемость» законопроектов и какие приоритеты чаще получают поддержку законодателей? Проведён анализ 539 законодательных инициатив, предполагающих применение конкретных санкций. Охвачен период с января 2019 по апрель 2023 года. Информация закодирована в виде переменных, фиксирующих странымишени, политические поводы для санкций, предлагаемые санкционные меры, партийную принадлежность авторов законопроекта и другую информацию. Обработка данных показывает совпадение тематических приоритетов Конгресса и администрации, хотя по некоторым проблемам, таким как «иранская ядерная сделка», законодатели предпринимают попытки ограничить полномочия администрации. Данные демонстрируют наличие партийных расхождений по ряду вопросов, а также присутствие тем, продвигаемых отдельными партиями. Республиканцы заявили о себе как о локомотиве антикитайских санкций, непримиримых противниках восстановления «иранской ядерной сделки», сторонниках санкций в отношении Афганистана и т.п. Демократы продвигают политику санкций в новые области, такие как климат, экология, права меньшинств и т.п. Однако большая часть законопроектов всё же выдвигается представителями обеих партий. Именно они в большинстве своём становятся законами. Инструментарий предлагаемых санкций во многом универсален: блокировка активов, визовые санкции, торговые ограничения. В ряде законопроектов предлагаются особые ограничительные меры для отдельных стран, такие как участие в совместных оборонных программах. Китай и Россия – ключевые приоритеты Конгресса в вопросе санкций.
Список литературы
1. Белоногов А.М. Белый дом и Капитолий – партнёры и соперники. Принятие США международных обязательств. М.: Международные отношения, 1974. 197 с.
2. Громыко А.А. Конгресс США. Выборы, организация, полномочия. М.: Издательство ИМО, 1957. 190 с.
3. Журавлёва В.Ю. Перетягивание каната власти: взаимодействие Президента и Конгресса США. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 164 с.
4. Иванов Ю.А. Конгресс США и внешняя политика: возможности и методы влияния. М.: Наука, 1982. 214 с.
5. Кокошин А.А. США: за фасадом глобальной политики. М.: Политиздат, 1981. 368 с.
6. Маргоев А.Р., Хейрие Д.С. Возможна ли верификация снятия санкций как гарантия иранской ядерной сделки? // Пути к миру и безопасности. 2021. №2 (61). С. 110–128.
7. Маринин С.Б. США: политика и управление. Федеральный правительственный аппарат. М.: Международные отношения, 1964. 239 с.
8. Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. 2004. №2. С. 3–27.
9. Тимофеев И.Н. Сомнительная эффективность? Санкции против России до и после февраля // Россия в глобальной политике. 2022а. Т. 20. № 4. С. 136–152.
10. Тимофеев И.Н. «Санкции за нарушение санкций»: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора // Полис. Политические исследования. 2020. № 6. С. 73–90.
11. Тимофеев И.Н. Политика санкций США на уровне исполнительной власти // Мировая экономика и международные отношения. 2022б. Т. 66. № 3. С. 23–32.
12. Тимофеев И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2 (59). С. 26–42.
13. Травкина Н.М. Федеральный бюджет США: закон и политика. М.: Наука, 2002. 224 с.
14. Юнгблюд В.Т., Ильин Д.В. Поправка Джексона–Вэника и развитие советско-американских отношений в 1972–1975 гг. // Вестник МГИМО-Университета. 2020. Т. 13. № 2. С. 7–39.
15. Chafetz J. Congress’s Constitution // University of Pennsylvania Law Review. 2012. Vol. 160. P. 715–778.
16. Cooper Z., Lorber E. Sanctioning the Dragon // The National Interest. 2016. No. 2. P. 36–42.
17. Hanauer L. The Days after a Deal with Iran. Congress’s Role in Implementing a Nuclear Agreement. Santa Monica: Rand Corporation, 2015. 38 p.
18. Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington DC: Peterson Institute for International Economics, 2009. 248 p.
19. Jaffer J. Elements of Its Own Demise: Key Flaws in the Obama Administration’s Domestic Approach to the Iran Nuclear Agreement // Case Western Reserve Journal of International Law. 2019. Vol. 51. P. 77–101.
20. Jones H. The President, Congress, and Foreign Relations // California Law Review. 1941. Vol. 29. No. 5. P. 565–585.
21. Kadkahodae E., Zeinab G. Otherising Iran in American Political Discourse: Case Study of a Post-JCPOA Senate Hearing on Iran Sanctions // Third World Quarterly. 2019. Vol. 40. No. 1. P. 109–128. Leloup L., Sull S. Congress Versus the Executive: the “Two Presidencies” Reconsidered // Social Science Quarterly. 1979. Vol. 59. No. 4. P. 704–719.
22. Lindsay J. Congress, Foreign Policy, and the New Institutionalism // International Studies Quarterly. 1994. Vol. 38. P. 281–304.
23. Olson W. President, Congress and American Foreign Policy: Confrontation or Collaboration? // International Affairs. 1976. Vol. 54. No. 4. P. 565–581.
24. Reisenfeld S. The Power of Congress and the President in International Relations: Three Recent Supreme Court Decisions // California Law Review. 1937. Vol. 25. No. 6. P. 643–675.
25. Reisenfeld S. The Power of Congress and the President in International Relations: Revisited // California Law Review. 1987. Vol. 75. No. 1. P. 405–414.
26. Scott J., Carter R. The Not-So-Silent Partner: Patterns of Legislative-Executive Interaction in the War on Terror, 2001–2009 // International Studies Perspectives. 2014. Vol. 15. P. 168–208.
27. Vickery P. Trumping Congress // Texas Law Review. 2019. Vol. 97. P. 1309–1333.
28. Wildavsky A. The Two Presidencies // Transaction. 1966. No. 4. P. 7–14.
Рецензия
Для цитирования:
Тимофеев И.Н. Политика санкций в законопроектах Конгресса США. Международные процессы. 2023;21(2):6-21. https://doi.org/10.17994/IT.2023.21.2.73.1
For citation:
Timofeev I. US Congress and Policy of Sanctions. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2023;21(2):6-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2023.21.2.73.1