Медицинская дипломатия Китая в Юго-Восточной Азии
https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.2.77.8
Аннотация
В контексте глобализации и увеличения числа серьёзных вспышек заболеваний значительно возросло внимание мировой политики к вопросам здравоохранения. Вследствие этого здравоохранение переходит от периферийной, или реактивной, проблемы к более центральной позиции во внешнеполитических повестках дня. Крупные державы, включая Китай, всё чаще используют дипломатию в сфере здравоохранения как стратегический инструмент. Инициативы Китая в области дипломатии здравоохранения распространяются по всему миру, с особым акцентом на Юго-Восточной Азии. В данном исследовании критически рассматриваются усилия Китая в области дипломатии здравоохранения в этом регионе. Оно начинается с аналитического обзора дипломатии здравоохранения, разъясняя контекстуальные факторы, стоящие за её появлением, и связанные с ней терминологические дебаты. Затем в исследовании категоризируются и тщательно анализируются конкретные меры дипломатии здравоохранения, предпринимаемые Китаем в Юго-Восточной Азии. Наконец, анализируются реакции стран-получателей и оценивается региональное влияние усилий Китая в области дипломатии здравоохранения. Исследование показывает, что дипломатия Китая в области здравоохранения в Юго-Восточной Азии охватывает широкий спектр деятельности, включая участие в региональных механизмах здравоохранения, предоставление медицинской помощи и материалов, а также усилия по повышению потенциала здравоохранения. Хотя эти инициативы в целом были восприняты положительно, особенно странами с более тесными связями с Китаем, сохраняются опасения относительно качества, своевременности и возможных политических мотивов за этой помощью. В исследовании делается вывод, что, несмотря на некоторые ограничения, дипломатия здравоохранения остаётся важным инструментом в стратегии Китая по укреплению своего влияния в Юго-Восточной Азии.
Об авторах
Фан То Уен ВуВьетнам
Ву Фан То Уен – аспирант; преподаватель
Ханой 100000
Дананг 550000
Суан Хиеп Чан
Вьетнам
Чан Суан Хиеп – PhD, доцент, декан
Дананг 550000
Список литературы
1. Bourne P. (1978). A partnership for international health care. Public Health Reports. Vol. 93. No. 2. P. 114–123.
2. Chongsuvivatwong V., Phua K.H., Yap M.T., Pocock N.S., Hashim J.H., Chhem R., Wilopo S.A., Lopez A.D. (2011). Health and health-care systems in southeast Asia: diversity and transitions. Lancet. Vol. 377. No. 9763. P. 429–437. DOI:10.1016/S0140-6736(10)61507-3
3. Coker R.J., Hunter B.M., Rudge J.W., Liverani M., Hanvoravongchai P. (2011). Emerging infectious diseases in Southeast Asia: Regional challenges to control. Health in Southeast Asia. Vol. 377. No. 9765. P. 509–609. https://doi.org/10.1016/s0140-6736(10)62004-1
4. Fazal T. (2020). Health Diplomacy in Pandemical Times. International Organization. Vol. 74. No. 1. P. 78–97. https://doi.org/10.1017/S0020818320000326
5. Feldbaum H., Michaud J. (2010). Health Diplomacy and the Enduring Relevance of Foreign Policy Interests. PLoS Medicine. Vol. 7. No. 4. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1000226
6. Fidler D. (2013). Health diplomacy. In: A. Cooper, J. Heine, R. Thakur (eds) The Oxford handbook of modern diplomacy. Oxford: Oxford University Press. P. 691–707. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199588862.013.0039
7. Fauci A. (2007). The expanding global health agenda: a welcome development. Nature Medicine. Vol. 13. P. 1169–1171. https://doi.org/10.1038/nm1646
8. Frist W. (2007). Medicine as a currency for peace through global health diplomacy. Yale Law and Policy Review. Vol. 26. No. 1. P. 209–229.
9. Gauttam P., Singh B., Kaur J. (2020). COVID-19 and Chinese Global Health Diplomacy: Geopolitical Opportunity for China’s Hegemony? Millennial Asia. Vol. 11. No. 4. P. 318–340. https://doi.org/10.1177/0976399620959771
10. Held D. (2014). The diffusion of authority. In: T.G. Weiss, R. Wilkinson (eds) International organization and global governance. London: Routledge. P. 60–72. https://doi.org/10.4324/9781315301914
11. Horton R. (2007). Health as an instrument of foreign policy. Lancet. Vol. 369. No. 9564. P 806–807. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(07)60378-X
12. Inglehart J. (2004). Advocating for medical diplomacy: A conversation with Tommy G. Thompson. Health Affairs. Vol. 23. No. 1. https://doi.org/10.1377/hlthaff.w4.262
13. Jiahan C. (2020). Toward a Health Silk Road: China’s Proposal for Global Health Cooperation. China Quarterly of International Strategic Studies. Vol. 6. No. 1. P. 19–35. https://doi.org/10.1142/S2377740020500013
14. Jiyong J. (2008). 浅析公共卫生外交 [Brief Analysis of Public Health Diplomacy]. Journal of Diplomacy (China Foreign Affairs University Journal). No. 4. P. 82–88. DOI:CNKI:SUN:WJXY.0.2008-04-013
15. Kevany S. (2014). Global Health Diplomacy, ‘Smart Power’, and the New World Order. Global Public Health: An International Journal for Research, Policy and Practice. Vol. 9. No. 7. P. 787–807. https://doi.org/10.1080/17441692.2014.921219
16. Kickbusch I. (2011). Global health diplomacy: How foreign policy can influence health. BMJ. Vol. 342. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.d3154
17. Labonté R., Gagnon M. (2010). Framing health and foreign policy: lessons for global health diplomacy. Globalization and Health. Vol. 6. https://doi.org/10.1186/1744-8603-6-14
18. Newton P., Dondorp A., Green M., Mayxay M., White N.J. (2003). Counterfeit artesunate antima larials in southeast Asia. The Lancet. Vol. 362. No. 9378. P. 169. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(03)13872-X
19. Novotny T., Kickbusch I. (2008). Global Health Diplomacy: A Bridge to Innovative Collaborative Action. Global Update Forum for Health Research. Vol. 5. P. 41–51.
20. Rogozhina N. G. (2021). Masochnaya diplomatiya Kitaya v stranakh Yugo-Vostochnoy Azii [China’s mask diplomacy in Southeast Asian countries]. Southeast Asia: Current development issues. No. 1(50). P. 73–81. DOI 10.31696/2072-8271-2021-1-1-50-073-081
21. Ting C., Zhimin T. (2022). 我国公共卫生外交的历史脉络、演进特征及启示 [Historical background, evolutionary characteristics, and inspiration of China’s public health diplomacy]. Journal of Nanjing Medical University. No. 2. P. 120–125. http://dx.doi.org/10.7655/NYDXBSS20220204
22. Zhuravleva E.V. (2021). Meditsinskaya diplomatiya kak instrument politiki myagkoy sily KNR [Health Diplomacy as a Tool of China’s Soft Power Policy]. Kommunisticheskiy Kitay: tseli i zadachi k stoletnemu yubileyu KPK [Communist China: Goals and Tasks for the CPC Centennial Anniversary]. P. 224–239.
23. Zhu S., Zhu W., Qian W., He Y., Huang J. (2019). A China – Vietnam collaboration for public health care: a preliminary study. Global Health Research and Policy. Vol. 4. No. 23. https://link.springer.com/article/10.1186/s41256-019-0116-0
Рецензия
Для цитирования:
Ву Ф., Чан С. Медицинская дипломатия Китая в Юго-Восточной Азии. Международные процессы. 2024;22(2):179-199. https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.2.77.8
For citation:
Vu P., Tran X. Navigating the Covid-19 Landscape: China’s Health Diplomacy Approach in Southeast Asia. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2024;22(2):179-199. https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.2.77.8