Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Информационно-коммуникативные компоненты «мягкой силы»

https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.1.56.4

Аннотация

В статье рассматривается коммуникативный потенциал информационных компонентов «мягкой силы» в условиях развития новых технологий и форм массовой коммуникации. Выделены концептуально-аналитический и коммуникативно-технологический подходы к изучению «мягкой силы» как системы ресурсов и инструментов внешнеполитического влияния, продемонстрирован инверсионный характер соответствующих технологий. Проведён структурный анализ информационных компонентов «мягкой силы», которые активно применяются политическими и международными объединениями для решения собственных задач и оперативного реагирования на вызовы и угрозы в глобальном сетевом сообществе. Предложена авторская трактовка понятия «информационный компонент мягкой силы», который рассматривается как комплекс информационных стратегий, технологий и продуктов, применяемых в информационном пространстве для реализации конкретных целей, связанных с политическими интересами субъекта. Проведён сравнительный анализ рейтинговых моделей с позиций того, насколько в их структуре представлены информационно-медийные компоненты «мягкой силы». В качестве интегрального и системообразующего элемента информационной структуры «мягкой силы» анализируется медиадискурс. При рассмотрении основных информационных компонентов «мягкой силы» отдельно выделены сетевые технологии и социальные медиа: технология «умная толпа», фейк-дискурсы, сервисы мгновенного мобильного общения (мессенджеры). В условиях цифровизации международных процессов именно мессенджеры становятся каналом коммуникации и выступают информационным ресурсом, направленным на форматирование общественного мнения и координацию групп. В заключение авторы приходят к выводу, что инверсионная природа информационных компонентов «мягкой силы» проявляется в её противоречивых стратегических установках: с одной стороны, медиадискурс «мягкой силы» стратегически направлен на выполнение консолидирующей функции между участниками коммуникативного процесса, с другой – на реализацию деструктивных стратегий, связанных со скрытым манипулятивным воздействием на массовое сознание, с использованием конфронтационно-ориентированных технологий. Отмечается, что развитие цифровых технологий приводит к образованию новых видов «мягкой силы», таких как цифровая культура, цифровая дипломатия, цифровое управление, цифровая избирательная система. В условиях информатизации общества осуществляется интеграция сетевых технологий, новых и социальных медиа, усиливается их адаптивность к новым реалиям, что в итоге приводит к повышению мобильности структурных компонентов «мягкой силы».

Об авторах

Ольга Русакова
Институт философии и права Уральского отделения РАН
Россия

Русакова Ольга Фредовна - доктор политических наук, профессор, заведующая отделом философии Института философии и права УрО РАН

Екатеринбург



Екатерина Грибовод
Институт философии и права Уральского отделения РАН
Россия

Грибовод Екатерина Григорьевна - кандидат политических наук, младший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН

Екатеринбург



Список литературы

1. Голошубина О.К. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации // Вестник ОмГУ. 2015. № 1. С. 208–212.

2. Грибовод Е.Г. Медиатизация политики как стратегический ресурс политических коммуникаций // Наука Красноярья. 2016. № 6. С. 48–57.

3. Давыдов Ю.П. Понятие «жёсткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. 2004. Т. 2. № 4. С. 69–80.

4. Дьякова Е.Г. Soft power как проявление «административной моды» (на примере формирования электронного правительства в Китае) // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2014. № 4 (17). С. 43–47.

5. Капицын В.М. Семиотические ресурсы и политическая культура // Научный результат. Сер. Социальные и гуманитарные исследования. 2014. Т. 1. № 1(1). С. 33–45.

6. Ковба Д.М. Основные подходы к исследованию «мягкой силы» в отечественной политической науке // Научный журнал «Дискурс-ПИ». 2017. № 1(26). С. 143–148.

7. Леонова О.Г. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Научно-аналитический журнал «Обозреватель – Observer». 2015. №2 (301). С. 80–89.

8. Наумов А.О. «Мягкая сила», «цветные революции» и технологии смены политических режимов в начале XXI века. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016. 274 с.

9. Панова Е. П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 4 (13). С. 91–97.

10. Паршин П.Б. Два понимания «мягкой силы»: предпосылки, корреляты и следствия // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 14–21.

11. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция: Пер с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. 416 с.

12. Русаков В.М. Мягкая сила военной мощи // Научный журнал «Дискурс Пи». 2017. № 3–4 (28–29). С. 96–107.

13. Русакова О.Ф., Грибовод Е.Г. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 4. С. 65–77.

14. Русакова О.Ф., Ковалёва Д.М. «Мягкая сила» и «умная власть»: концептуальный анализ // Социум и власть. 2013. № 3. С. 15–19.

15. Трахтенберг А.Д. Интернет и возрождение «публичной сферы»: хабермасианский идеал и реальность Рунета // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2007. Вып. 7. С. 224–230.

16. Харкевич М.В. «Мягкая сила»: политическое использование научной концепции // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). C. 22–29.

17. Юдин Н.В. Системное прочтение феномена мягкой силы // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2. С. 96–105.

18. Carpenter T. Smart Power: Toward a Prudent Foreign Policy for America. Washington: Cato Institute, 2008. 258 p.

19. Gallarotti G. Soft Power: What it is, Why It's Important, and the Conditions Under Which it Can Be Effectively Used // Journal of Political Power. 2011. Vol. 4. Iss. 1. P. 25–47.

20. Hall T. An Unclear Attraction: A Critical Examination of Soft Power as an Analytical Category // The Chinese Journal of International Politics. 2010. № 3. P. 189–211.

21. Holyk G.G. Paper Tiger? Chinese Soft power in East Asia // Political Science Quarterly. 2011. Vol. 126. No. 2. P. 223–254.

22. Mattern J.B. Why soft power isn’t so soft: representational force and the sociolinguistic construction of attraction in world politics // Millennium: Journal of International Studies. 2005. Vol. 33. №3. P. 583–612.

23. Melissen J. The New Public Diplomacy. Soft Power in International Relations / ed. by Jan Melissen. New York: Palgrave Macmillan, 2005. 221 p.

24. Nossel S. Smart Power // Foreign Affairs. 2004. Vol. 83. No. 2. March/April. P. 131–142.

25. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 208 p.

26. Nye J. The Future of power. New York: Public Affairs, 2010. 320 p.

27. Roselle L., Miskimmon A., O‘Loughlin B. Strategic narrative: a new means to understand soft power // Media, War & Conflict. 2014. Vol. 7(1). P. 70–84.

28. Soft power: теория, ресурсы, дискурс / Под ред. О.Ф. Русаковой. Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2015. 376 с.

29. Vuving Alexander L. How soft power works. Toronto. 2009. September 3. 20 p.

30. Wilson E.J. Hard Power, Soft Power, Smart Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. Iss.1. P.110–124.


Рецензия

Для цитирования:


Русакова О., Грибовод Е. Информационно-коммуникативные компоненты «мягкой силы». Международные процессы. 2019;17(1):62-72. https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.1.56.4

For citation:


Rusakova O., Gribovod E. Information Components of Soft Power: Communicative Aspects. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2019;17(1):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.1.56.4

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)