Ислам и политика в мусульманском обществе: опыт Индонезии
https://doi.org/DOI10.17994/IT.2019.17.1.56.5
Аннотация
Одно из главных направлений исламского возрождения – поиск собственных форм политического развития, исламской государственной идентичности. Традиционная мусульманская правовая доктрина не предлагает однозначных решений по вопросам организации и функционирования власти, а задаёт лишь общие ориентиры, оставляющие возможность для поливариантности. В этой связи научный интерес вызывает вопрос о факторах, определяющих тот или иной вариант государственно-политической системы в конкретном мусульманском обществе, правовые формы взаимоотношений религии и политики, их сложное со-развитие в конкретном страновом и временнόм контексте. Настоящая статья посвящена изучению этих факторов, моделей государственно-политических систем, форм взаимодействия религии и власти, роли ислама в политике на примере Республики Индонезия. Потребность в анализе индонезийского опыта обусловлена тем, что в стране сложилась гибкая и весьма эффективная модель взаимоотношений ислама и государства. Изучение истории индонезийской государственности, эволюции в её рамках взаимоотношений ислама и политики приводит к выводу, что наиболее важную роль здесь играет переплетение ряда объективных и субъективных факторов: культурно-цивилизационной специфики, сложившейся на протяжении столетий и определяющей уровень исламизации религиозного сознания, что находит отражение в политической культуре; географический и религиозно-демографический факторы. Эволюция характера и степени влияния ислама на политику происходит также под влиянием конкретно-исторической обстановки в стране, изменения политических режимов, внутриполитического противоборства. Роль ислама в политике возрастает, когда закрываются другие каналы для выражения групповых интересов или социально-политического протеста, и снижается при отсутствии внутренней сплочённости исламской уммы, конкуренции между исламскими партиями, организациями и лидерами. Пример Индонезии интересен тем, что, апеллируя к самобытной цивилизационной специфике, страна противостоит стремлению исламистов-фундаменталистов навязать исламскому миру стандарты ближневосточной модели развития, так называемый «халифатистский проект», концепцию «исламского государства», игнорируя культурно-цивилизационные особенности неарабских мусульманских народов, многообразие культурно-исторического и политического развития мусульман.
Ключевые слова
Об авторе
Лариса ЕфимоваРоссия
Ефимова Лариса Михайловна - доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД России
Москва
Список литературы
1. Другов А.Ю. Индонезия: выборы 2014 г. // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2015. № 2. С. 100–110.
2. Ефимова Л.М. Мусульманское образование в современной Индонезии // Ислам в современном мире. 2016. № 12(1). С. 221–236. DOI: 10.20536/2074-1529-2016-12-1-221-236
3. Ефимова Л.М. Религиозные традиции в политической жизни современной Индонезии (1965– 1992 гг.). М.: МГИМО, 1992. 296 с.
4. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам // Отечественные записки. 2003. № 5(14). URL: http:// www.strana-oz.ru/2003/5/rossiyskaya-vlast-i-islam
5. Bruinessen van M. Comparing the governance of Islam in Turkey and Indonesia. Diyanet and the Ministry of Religious Affairs. S. Rajaratnam school of international studies Singapore. Working paper No. 312. 2018. 19 p.
6. Ichwan Nur Moch. Ulama State and Politics: MUI after Suharto // Islamic Law and Society. 2005. Vol. 12. No. 1. P. 45–72.
7. Ichwan Nur Moch. Towards a Puritanical Moderate Islam: The Majelis Ulama Indonesia and the Politics of Religious Orthodoxy // in van Martin (ed.) Contemporary Developments in Indonesian Islam: Explaining the “Conservative Turn” / ed. by M. van Bruinessen. Institute of Southeast Asian Studies. 2013. P. 60–104.
8. Kassim Yang Razali. Ma’ruf Amin: Jokowi’s Secret Weapon? RSIS Commentaries. 2018. URL: https:// www.rsis.edu.sg/rsis-publication/rsis/maruf-amin-jokowis-secret-weapon/#.W-aDklWg_IU (дата обращения: 20.12.2018).
9. Ma’ruf Amin KH. Emergence of Wasatiyyah Islam: Promoting ‘Middle Way’ Islam and Socio-Economic Equality in Indonesia. RSIS Commentaries. 2018. URL: https://www.rsis.edu.sg/rsis-publication/rsis/ emergence-of-wasatiyyah-islampromoting-middle-way-islam-and-socio-economic-equality-inindonesia/#.WaA9VWg_IU (дата обращения: 20.12.2018).
10. Prajuli Wendy Andhika. Islamic ideas versus secularism. The core of political competition in Indonesia. International Institute for Asian Studies. The Newsletter 76. 2017. URL: https://iias.asia/thenewsletter/article/islamic-ideas-versus-secularism-core-political-competition-indonesia (дата обращения: 20.11.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова Л. Ислам и политика в мусульманском обществе: опыт Индонезии. Международные процессы. 2019;17(1):73-87. https://doi.org/DOI10.17994/IT.2019.17.1.56.5
For citation:
Efimova L. Islam and Politics in a Muslim Society: The Record of Indonesia. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2019;17(1):73-87. (In Russ.) https://doi.org/DOI10.17994/IT.2019.17.1.56.5