Preview

Роль BAT в развитии китайских интернет-рынков и перспективные вызовы цифровой экономики КНР

https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.4.55.6

Аннотация

Формирование цифровой экономики видится КНР одним из ключевых ответов на вызовы развития. Значимую роль в этом процессе играет формирование интернет-экономики, лидерами которой выступают представители так называемой группы BAT (Baidu, Alibaba и Tencent). Они доминируют в своих сегментах и поэтапно завоёвывают новые технологические и географические рынки, их деятельность влияет на цифровизацию отдельных рынков. Из-за роста конкуренции, глобальной экспансии, исчерпания резервов имитационного развития эти корпорации постепенно превращаются в технологические компании, инвестируя огромные средства в стартапы, а также исследования и разработки по наиболее перспективным направлениям. За счёт масштаба операций, накопленных компетенций и ведущей роли в формировании венчурного капитала КНР (около 40% всех венчурных инвестиций в стране) они стали ключевыми игроками, структурирующими научно-технологическую и инновационную активность в сфере интернет- и, шире, цифровой экономики Китая. Не последнюю роль в их становлении играет политика правительства. На первых порах регуляторы отдавали предпочтение государственным компаниям, однако неуспех последних привёл к выбору BAT как агентов развития новых отраслей. Отдельным вопросом встаёт эффективность проводимой политики. Изначально как раз отсутствие систематического регулирования и правительственного вмешательства дало BAT возможность выработать оптимальные решения и практики, обеспечив рост новых компаний. С 2010-х годов государственная политика помогла участникам BAT стать монополистами, начать активную международную экспансию и технологические программы, но и создала целый ряд проблем. На перспективу потенциал этих корпораций и их роль в развитии интернет-экономики сохранится, но налицо и возникающие вызовы. Во-первых, это несбалансированность модели инновационно-технологического развития, основанного на доминировании трёх сверхкрупных игроков, и связанные с ней риски монополизма. Во-вторых, негативные последствия для BAT от общих политических установок КНР в отношении Интернета и применения ряда архаичных инструментов промышленной политики. В-третьих, необходимость оптимизации огромных экосистем и гипер активных, почти ажиотажных технологических усилий BAT. Ответы на вызовы развития связаны как с изменением собственных стратегий компаний, так и с эволюцией государственной поли тики в отношении агентов развития: переход к поддержке горизонтальных связей в экосистемах и новых альтернативных точек роста, акцент на качественных показателях развития. Хотя серьёзное ослабление BAT крайне маловероятно, даже небольшие флуктуации будут иметь большое значение для роли и позиций китайских корпораций на мировых рынках, а также (учитывая их масштаб) для динамики развития интернет-рынков Китая. От них во многом зависит будущее китайской инновационной системы и цифровая трансформация экономики КНР.

Об авторе

Иван Данилин
Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова
Россия

Данилин Иван Владимирович - кандидат политических наук, заведующий Отделом науки и инноваций Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН

Москва



Список литературы

1. Данилин И.В. Политические и социальные вызовы развития цифровой экономики: опыт КНР // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. №4. С. 25–39.

2. Кристенсен К. Дилемма инноватора. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 239 с.

3. Пиковер А. Интернет и развитие электронной торговли в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 1. С. 45–57.

4. Ревенко Н.С. Цифровая экономика Китая: новый этап экономического развития страны // Информационное общество. 2017. №4-5. С. 43–50.

5. Чжан Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в данной области // Власть. 2017. №9. С. 37–43.

6. Amiri S., Campbell S.D., Ruan Y. China's Government Expenditures, Policies, and Promotion of the ICT Industry // International Journal of Applied Science and Technology. 2013. Vol. 3. No. 1. P. 7–18.

7. Casanova L., Cornelius P.K., Dutta S. Financing Entrepreneurship and Innovation in Emerging Markets. San Diego: Academic Press: 2018. 318 p.

8. Guttman D., Xua D., Tang S. China’s campaign-style Internet finance governance: Causes, effects, and lessons learned for new information-based approaches to governance // Computer Law & Security Review. Article in Press, Corrected Proof. Available online since Nov.27, 2018. DOI: https://doi. org/10.1016/j.clsr.2018.11.002. 12 p.

9. Fan J., Tang L., Zhu W., Zou B. The Alibaba effect: Spatial consumption inequality and the welfare gains from e-commerce // Journal of International Economics. 2018. Vol. 114. P. 203–220.

10. Ferracane M.F., Lee-Makiyama H. China's technology protection and its non-negotiable rationales. The European Centre for International Political Economy (ECIPE). 2017. URL: https://ecipe.org/wp-content/ uploads/2017/06/DTE_China_TWP_REVIEWED.pdf. 23 p. (дата обращения: 08.09.2018).

11. Kshetri N. Institutional and economic factors affecting the development of the Chinese cloud computing industry and market // Telecommunications Policy. 2016. Vol. 40. Issue 2. P. 116–129.

12. Kshetri N. The evolution of the internet of things industry and market in China: An interplay of institutions, demands and supply // Telecommunications Policy. 2017. Vol. 41. Issue 1. P. 49–67.

13. Pau J., Maher J. China’s Digital Economy Goes Global. Asia Business Council. 2015. 10 p. URL: http:// www.asiabusinesscouncil.org/docs/ChinaDigital.pdf. (дата обращения: 11.09.2018).

14. Qi J., Zheng X., Guo H. The formation of Taobao villages in China // China Economic Review. 2019. Vol. 53. P. 106–127.

15. Rodrik D. Normalizing Industrial Policy. The Commission on Growth and Development. Working Paper No. 3. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. Wash.: 2008. 50 p. URL: https://siteresources.worldbank.org/EXTPREMNET/Resources/489960-1338997241035/ Growth_Commission_Working_Paper_3_Normalizing_Industrial_Policy.pdf. (дата обращения: 01.02.2018).

16. Shen W. Deconstructing the myth of Alipay Drama–Repoliticizing foreign investment in the telec ommunications sector in China // Telecommunications Policy. 2012. Vol. 36. No. 10–11. P. 929–942.

17. Silk A. Going Out or Staying In? Conceptualising the Internationalisation of China’s Internet Giants. A Case Study of Baidu, Alibaba and Tencent. Ed. by Prof K. Brown. Lau China Institute Working Paper Series. King’s College London. 2015. 36 p. URL: https://www.kcl.ac.uk/sspp/departments/lci/documents/ working-papers/ali-silk.pdf (дата обращения: 21.12.2018).

18. Sun Y., Grimes S. China and Global Value Chains. N.Y., Abingdon: Routledge, 2018. 180 p.

19. Tam T.W. Chui S. China Internet Sector. China // Hong Kong Industry Focus. DBS Group Research. Mar 15, 2018. 78 p. URL: https://www.dbs.com/aics/pdfController.page?pdfpath=/content/article/pdf/ AIO/032018/180315_insights_shifting_to_online_ads.pdf. (дата обращения: 20.11.2018).

20. Tencent Research Institute. Report on "Internet plus" Digital economic summit. (2018, Apr. 12–13). 2018. URL: http://www.tisi.org/5025. (дата обращения: 01.06.2018).

21. Wang X. Foreign direct investment and innovation in China’s e-commerce sector // Journal of Asian Economics. 2012. Vol. 23. No. 3. P. 288–301.

22. Warwick K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 2. Paris: OECD Publishing, 2013. 57 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/ 5k4869clw0xp-en (дата обращения: 21.11.2018).

23. Woetzel J., Seong J., Wang K.W., Manyika J., Chui M., Wong W. China's Digital Economy. A leading Global Force. Discussion Paper. McKinsey Global Institute. 2017(a). 24 p. URL: https://www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/China/Chinas%20digital%20economy%20A%20 leading%20global%20force/MGI-Chinas-digital-economy-A-leading-global-force.ashx. (дата обращения: 15.08.2018).

24. Woetzel J., Seong J., Wang K.W., Manyika J., Chui M., Wong W. Digital China: Powering the Economy to Global Competitiveness. McKinsey Global Institute. 2017(b). 176 p. URL: https://www.mckinsey. com/~/media/mckinsey/featured%20insights/China/Digital%20China%20Powering%20the%20 economy%20to%20global%20competitiveness/MGI-Digital-China-Executive-summaryDecember-20-2017.ashx. (дата обращения: 15.08.2018).

25. Xia J. Competition and regulation in China’s 3G/4G mobile communications industry — Institutions, governance, and telecom SOEs // Telecommunications Policy. 2012. Vol. 36. Issue 7. P. 503–552.

26. Xia J. Convergence and liberalization in China's ICT sector: New market and new ecosystem // Telecommunications Policy. 2016. Vol. 40. Issue 2–3. P. 81–88.

27. Yu J., Zhang Y., Gao P. Examining China’s technology policies for wireless broadband infrastructure // Telecommunications Policy. 2012. Vol. 36. Issue 10–11. P. 847–857.

28. Yue H. National Report on E-Commerce Development in China. United Nations Industrial Development Organization. Inclusive and Sustainable Industrial Development Working Paper Series. 2017. 35 p. URL: https://www.unido.org/api/opentext/documents/download/9921295/unido-file-9921295. (дата обращения: 01.09.2018).

29. Zhu F., Smith A. Baidu, Alibaba, and Tencent: The Three Kingdoms of the Chinese Internet. Case Study. Harvard Business Review. 2016. 20 p.


Рецензия

Для цитирования:


Данилин И. Роль BAT в развитии китайских интернет-рынков и перспективные вызовы цифровой экономики КНР. Международные процессы. 2018;16(4):99-116. https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.4.55.6

For citation:


Danilin I. BAT Role in the Development of Chinese Internet Markets and the Future Challenges for the PRC Digital Economy. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2018;16(4):99-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.4.55.6

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)