Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Экономика и безопасность как мотивы помощи развитию: пример Германии

https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.2

Аннотация

В статье анализируется официальная помощь развитию, осуществляемая ФРГ в контексте её внешней политики. Автор уделяет внимание двум аспектам: взаимосвязи между помощью развитию и безопасностью и взаимосвязи между помощью развитию и экономическими интересами страны. Германия – один из крупнейших доноров в мире. В 1990-х – 2010-х годах немецкие институты помощи развитию претерпели трансформацию. Произошло уменьшение числа вовлечённых в эту деятельность институтов благодаря их слиянию; в конце первого десятилетия XXI в. были чётче разграничены обязанности в области помощи развитию между Министерством иностранных дел и Министерством экономического сотрудничества и развития. Также политика стала более сфокусированной на ограниченном наборе стран. В то же время, несмотря на рекомендации экспертов перераспределить средства и увеличить отчисления институтам многосторонней помощи (таким как ООН и Всемирный банк), Германия продолжает делать ставку на двустороннюю помощь. Проведённый автором анализ продемонстрировал, что деятельность ФРГ в области развития в значительной степени секьюритизирована. С одной стороны, она выступает как форма компенсации неучастия немецких военных в инициированных США операциях. С другой – германская помощь развитию направляется в те горячие точки, где дислоцированы немецкие военные. Напротив, анализ экономической мотивации в контексте помощи развитию не позволяет сделать однозначных выводов. Германия выступает одним из мировых лидеров по экспорту промышленных товаров, благодаря в первую очередь их конкурентоспособности, а не немецкой помощи. В то же время последняя традиционно фокусируется на тех секторах экономики, которые правительство ФРГ стремится активно поддерживать: технологиях в области защиты окружающей среды и энергетики. Более того, политиками прямо подчёркивается экономическая выгода института развития для германского хозяйства. Хотя Германия активно реализует проекты по поддержке экспорта развивающихся стран в развитые (aid for trade), серьёзного положительного эффекта, то есть увеличения импорта продукции из данных стран в ФРГ, не наблюдается.

Об авторе

Наталья Тоганова
Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Россия

Тоганова Наталья Владимировна – кандидат экономических наук, заведующая Сектором экономики науки и инноваций Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН

Москва



Список литературы

1. Бартенев В.И. Секьюритизация сферы содействия международному развитию: анализ политического дискурса // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 3. С. 37–50.

2. Бартенев В.И. Теоретико-методологические основы применения контент-анализа в исследовании связки «безопасность–развитие» на примере официальных документов государств-доноров // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. № 2. С. 90–113.

3. Дегтерёв Д.А. Продвижение экономических интересов развитых стран через систему международных банков развития // Мировое и национальное хозяйство. 2012. Т. 21. № 2. С. 3.

4. Зайцев Ю.К. Исполнение странами–членами «Группы восьми» обязательств по содействию развитию // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. Т. 4. № 3. С. 124–168.

5. Максимова А.В. Смена приоритетов в стратегиях ведущих доноров международной помощи в 2014–2016 гг.: цели устойчивого развития и фактор безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 3. С. 521–537.

6. Национальные стратегии содействия международному развитию / Отв. ред. М.В. Ларионова. М.:

7. Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. 277 с.

8. Попова О.П. Реализация целей развития тысячелетия как элемент внешней политики ФРГ // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2013. № 2. С. 164–180.

9. Попова О.П. Подходы ЕС и Германии к сотрудничеству с Афганистаном. Европейский союз в формирующемся миропорядке (Мировое развитие. Вып. 12) / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин, Н.В. Тоганова. М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 52–60.

10. Попова О.П., Трунов Ф.О. Межведомственное взаимодействие в целях оказания помощи «нестабильным государствам»: опыт ФРГ // Вестник Московского университета. Серия 25: Меж дународные отношения и мировая политика. 2016. Т. 8. № 1. С. 107–139.

11. Трунов Ф.О. Борьба за безопасное развитие Мали: вклад ФРГ // КЛИО. 2018. № 2. С. 112–118.

12. Трунов Ф.О. Всеобъемлющий подход к постконфликтному восстановлению: опыт ФРГ в Афганистане // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 3. С. 437–450.

13. Трунов Ф.О. Участие ФРГ в борьбе с международным терроризмом на территории Сомали // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 710–726.

14. Харитонова Е.М. Программы содействия международному развитию и национальная безопасность: опыт Великобритании // Пути к миру и безопасности. 2015. № 2. С. 29–43.

15. Юдин Н.В. Связка «безопасность–развитие»: проблемы теоретического осмысления // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2016. № 1. С. 39–71.

16. Balaj B. Der Wiederaufbau Afghanistans // Internationale Politik. 2002. No. 5. Р. 39–46.

17. Borrmann A., Stockmann R. Evaluation in German Development Cooperation. Evaluation Reports 44. Bonn: Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung, 2009. URL: https:// www.bmz.de/en/publications/topics/evaluation_reports/EvalBericht044.pdf (accessed: 15th May 2017).

18. Brüne S. Braucht Europa nationale Entwicklungsministerien? // Internationale Politik. 2004. Jg. 59(1112). S. 33–39.

19. Eberwein W.-D. Das Gutmensch-Paradox // Internationale Politik. 2003. Jg. 58(11). S. 37–44.

20. Elshorst H. Organisation und Entwicklung – Zum System der Deutschen Entwicklungspolitik // Deutsche und internationale Entwicklungspolitik. Hrsg. M. Glagow. Opladen, 1990. S. 19–34.

21. Faust J., Leiderer S. Zur Effektivität und politischen Ökonomie der Entwicklungszusammenarbeit // Politische Vierteljahresschrift. 2008. Jg. 49(1). S. 129–152.

22. Grävingholt J. Krisenpotenziale und Krisenprävention in Zentralasien. Ansatzpunkte für die deutsche Entwicklungszusammenarbeit. Berichte und Gutachten No. 6. Bonn, 2004. URL: https://www.die-gdi. de/uploads/media/BuG_6_2004_DE.pdf (accessed: 15th May 2017).

23. Illy H. F.Perspektiven der deutschen Entwicklungspolitik unter veränderten geopolitischen Bedingungen // Die Friedens-Warte. 1997. Jg. 72(2). S. 160–172.

24. Klingebiel S. Der internationale Diskussionsstand über Programmorientierung: Schlussfolgerungen für die deutsche Entwicklungszusammenarbeit. Deutsches Institute für Entwicklungspolitik, 2003. 65 S.

25. Klingebiel S., Roehder K. Eine neue Allianz? // Internationale Politik. 2004. Jg. 59(11-12). S. 55–58.

26. Koopmann G. Was bringt die Doha-Runde? // Internationale Politik. 2004. Jg. 59(11-12). S. 73–79.

27. Krisenpräventive Wirkungen der entwicklungspolitischen Zusammenarbeit mit Zentralasien – Aktuelle Debatten über Instrumente und Optionen. BMZ Spezial No. 143. 2005. URL: https://www.bmz.de/ de/mediathek/publikationen/archiv/reihen/strategiepapiere/spezial143pdf.pdf (accessed: 15th May 2017).

28. Kuhn B. Deutsche Entwicklungspolitik im Kontext des Regierungswechsels: Bilanz und Perspektiven // Zeitschrift Für Politikberatung (ZPB) / Policy Advice and Political Consulting. 2011. Vol. 3(3/4). S. 516.

29. Kundnani H. Die Ostpolitik-Illusion // Internationale Politik. 2014. Jg. 69(1). S. 74–79.

30. Loewe M. Middle East / North Africa and the Millennium Development Goals: Implications for German Development Cooperation. Bonn: DIE, 2006. 245 S. URL: https://www.die-gdi.de/uploads/media/ Studies_19.pdf (accessed: 15th May 2017).

31. Martínez-Zarzoso I., Nowak-Lehmann D. F., Klasen S., Larch M. Does German Development Aid Promote German Exports? // German Economic Review. 2009. Vol. 10(3). S. 317–338.

32. Meckel M., et. al. Deutsche Außenpolitik und Östliche Partnerschaft. Positionspapier der Expertengruppe Östliche Partnerschaft. DGAP. 2012. URL: https://dgap.org/sites/default/files/event_downloads/ dgap_standpunkt_01_2012_de.pdf (accessed: 15th May 2017).

33. Mildner S. Welthandel und Entwicklungsländer // Internationale Politik. 2002. No. 6. S. 29–36.

34. Molt P. Ein neuer Realismus in der Entwicklungspolitik // Internationale Politik. 2002. Jg.57(4). S. 63–70. Nunnenkamp P. Effizienz der Entwicklungshilfe // Internationale Politik. 2004. Jg. 59(11-12). S. 47–54.

35. Rahr A. Ukraine, Kaukasus und Zentralasien Wie die Europäer das „Great Game“ verschlafen // Internationale Politik. 2003. Jg. 58(7). S. 53–55.

36. Sachs J.D. Deutschland tut zu wenig // Internationale Politik. 2004. November/Dezember. S. 27–32.

37. Sandschneider E. Wandel durch Handel. Unternehmen in Regionen umstrittener Staatlichkeit // Internationale Politik. Jg. 66(1). 2011. URL: https://zeitschrift-ip.dgap.org/de/ip-die-zeitschrift/archiv/ jahrgang-2011/januar-februar/wandel-durch-handel (accessed: 15th May 2017).

38. Schmidt S., Hellmann G., Wolf R. Handbuch zur deutschen Außenpolitik. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 2007. 951 S.

39. Scholvin S. Ein neues Great Game um Zentralasien? // GIGA FOCUS. 2009. Heft 2. URL: https://www. giga-hamburg.de/en/system/files/publications/gf_global_0902.pdf (accessed: 15th May 2017).

40. Schorlemmer P. Gemischte Bilanz–Zielsetzungen und Ergebnisse der Großen Koalition im Bereich Entwicklungspolitik // Die zweite Große Koalition. Hrsg. C. Egle, R. Zohlnhöfer. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 2010. S. 550–577.

41. Speck U. Macht gestalten // Internationale Politik. 2012. Jg.67(1). S. 88–96.

42. Staatlichkeit und Governance: Herausforderungen in Zentralasien und im Südkaukasus. Analysen und Stellungnahmen No. 2. Wiesbaden: DIE, 2007. URL: https://www.die-gdi.de/uploads/media/2_2007_ DE.pdf (accessed: 15th May 2017).

43. Steinmeier F.-W. Zur „DNA“ der deutschen Außenpolitik. Was im Krisenjahr 2014 deutlich geworden ist // Internationale Politik und Gesellschaft. 2015. 26.02. URL: http://www.ipg-journal.de/rubriken/ aussen-und-sicherheitspolitik/artikel/zur-dna-der-deutschen-aussenpolitik-810 (accessed: 15th May 2017).

44. Voionmaa P., Brüntrup M. German Aid for Trade. Past experience, lessons learnt, and the way forward. Wiesbaden: DIE, 2009. 168 S. URL: https://www.die-gdi.de/en/studies/article/german-aid-for-tradepast-experience-lessons-learnt-and-the-way-forward/ (accessed: 15th May 2017).


Рецензия

Для цитирования:


Тоганова Н. Экономика и безопасность как мотивы помощи развитию: пример Германии. Международные процессы. 2018;16(3):39-55. https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.2

For citation:


Toganova N. Economic and Security Motives in International Development Assistance. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2018;16(3):39-55. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.2

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)