Preview

Социальные инвестиции российского бизнеса за рубежом

https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.11

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние социально ориентированных инвестиций российского бизнеса за рубежом с целью оценки роли корпоративной социальной ответственности (КСО) в деятельности компаний. В литературе присутствуют различные оценки побудительных мотивов предприятий к принятию на себя социальной ответственности. Подобный плюрализм, так же как и сложности в выявлении долгосрочных последствий социальных инвестиций, затрудняет оценку их эффективности. Тем не менее КСО стала общепринятым стандартом поведения бизнеса, а в ряде случаев и обязательным требованием национальных регуляторов. В отечественной практике это признание менее выражено, чем за рубежом. Российские предприятия менее склонны к реализации проектов КСО, чем западные компании. Вместе с тем схожая тенденция характерна и для иностранного бизнеса, действующего в России. Одновременно при осуществлении выхода на внешние рынки отечественные корпорации принимают международные правила игры. В частности, российские компании, действующие в развивающихся странах, зачастую имитируют практики зарубежных конкурентов, вкладывая средства в создание социальной инфраструктуры в районах своей деятельности, формирование местного кадрового потенциала, а также подтверждение соответствия своей деятельности высоким экологическим стандартам. Проведённый анализ свидетельствует, что мероприятия в области КСО, осуществляемые отечественными компаниями за рубежом, имеют секторальную специфику. Предприятия реального сектора делают акцент на развитии физической инфраструктуры и человеческого капитала, в то время как представители финансового сектора реализуют функцию социальной ответственности через поддержку и кредитование проектов, соответствующих ряду экологических и социальных международных стандартов. В заключение автор выводит ряд рекомендаций отечественному бизнесу относительно принятия КСО при операциях на внешних рынках. Во-первых, в контексте высокой конкуренции со стороны зарубежных игроков КСО должна стать частью системного подхода бизнеса и реализовываться в рамках общей корпоративной стратегии в иностранных государствах. Во-вторых, в целях повышения прямых коммерческих выгод для бизнеса в рамках реализации социально ориентированных проектов представляется необходимым согласовывать социальные и экологические цели с финансовыми. В-третьих, в условиях расширения масштабов  «бережливой»  экономики  и  растущей  экологической ответственности  инвестирование в социально ориентированные проекты должно оставаться приоритетом для корпораций.

Об авторе

Юрий Зайцев
МГИМО МИД России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Россия

Зайцев Юрий Константинович – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики и государственно-частного партнёрства (ЭПГЧП) МГИМО МИД России; старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Москва



Список литературы

1. Bebbington A. Non-Governmental Organisations and the State in Latin America: Rethinking Roles in Sustainable Agricultural Development. London: Routledge, 1993. 210 p.

2. Henderson D. Misguided Virtue: False Notions of Corporate Social Responsibility. Wellington, N.Z.: New Zealand Business Roundtable, 2001. 94 p.

3. Hopkins M. Corporate Social Responsibility and International Development: Is Business the Solution? London: Earthscan, 2012. 243 p.

4. Hopkins M. The Planetary Bargain: Corporate Social Responsibility Comes of Age. London: Macmillan, 1998. 272 p.

5. King B.G. A Political Mediation Model of Corporate Response to Social Movement Activism // Administrative Science Quarterly. 2008. Vol. 53. No. 3. P. 395–421.

6. Kotler P., Roberto E.L. Social Marketing: Strategies for Changing Public Behavior. N.Y.: Free Press, 1989. 401 p.

7. Mayer F., Gereffi G. Regulation and Economic Globalization: Prospects and Lim its of Private Governance // Business and Politics. 2010. Vol. 12. No. 3. P. 1–25.

8. McIntosh M, Leipziger D, Jones R, Coleman G. Corporate Citizenship: Successful Strategies for Responsible Companies. Financial Times/Prentice Hall, 1998. 346 p.

9. Pava M.L., Krausz J. Corporate Social Responsibility and Financial Performance: The Paradox of Social Cost. Westport, CT: Quorom Books, 1995. 176 p.

10. Raftopoulos B. The state, NGOs, and democratization // NGOs, the State and Politics in Zimbabwe / ed. by S. Moyo, Makumbe J., Raftopoulos B. Harare: SAPES, 2000. P. 115–134.

11. Soysa I. Oneal J. Boon or Bane? Reassessing the Productivity of Foreign Direct Investment // American Sociological Review. 1999. Vol. 64. No. 5. P. 766–782.

12. Stiglitz J.E. Globalization and Its Discontents. N.Y.: Norton, 2002. 282 p.

13. Udayasankar K. Corporate Social Responsibility and Firm Size // Journal of Business Ethics. 2008. Vol. 83. No. 2. P. 167–175.

14. Zaytsev Yu. International multilateral assistance for socio-economic development of the poorest countries of South-East Asia // Journal of International Development. 2017. Vol. 29. No. 2. P. 249–258.


Рецензия

Для цитирования:


Зайцев Ю. Социальные инвестиции российского бизнеса за рубежом. Международные процессы. 2018;16(3):189–201. https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.11

For citation:


Zaytsev Yu. Social Investments of Russian Businesses Abroad. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2018;16(3):189–201. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.11

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)