Скорость законодательного процесса в Европейском Союзе количественный анализ
https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.1.68.3
Аннотация
В настоящей работе проведено количественное эмпирическое исследование факторов, влияющих на скорость процесса принятия решений (законодательный процесс) в ЕС. Базу эмпирических данных составили директивы вторичного права ЕС, принятые в 1990–2019 годах (1124 директивы). Исследование проведено по методике анализа выживаемости (модель Кокса). Мы выяснили, что после 2004 г. порядок голосования в Совете (единогласие или квалифицированное большинство) не оказывает влияния на скорость законодательного процесса, что меняет традиционное представление о функционировании Совета. Доказано, что из всех расширений состава ЕС лишь расширение 1995 г. оказало замедляющее влияние на законодательный процесс. Прочие расширения ЕС, в том числе и вступление 10 стран ЦВЕ в 2004 году, не оказали значимого влияния. В ходе исследования было показано, что из всех реформ основополагающих договоров, имевших место после 1990 г., лишь Амстердамский договор способствовал ускорению процесса принятия решений. Помимо этого, сделан вывод, что Межинституциональное соглашение 2007 г. Между Советом и Европарламентом способствовало ускорению процесса принятия решений за счёт консолидации кооперативных практик (триалогов) между институтами ЕС. Исследование на новом материале подтверждает некоторые выводы предшествовавших работ: более активное подключение Европарламента к законодательному процессу (обычная законодательная процедура), новизна и сложность рассматриваемого акта замедляют принятие решений. Проведённое исследование демонстрирует, что анализ выживаемости, в частности модель Кокса, является эффективным инструментом изучения процесса принятия решений в ЕС.
Ключевые слова
Об авторах
Н. КавешниковРоссия
Николай Кавешников
Москва
А. Даманов
Россия
Алексей Доманов
Москва
Список литературы
1. Кавешников Н.Ю. Создание системы торговли выбросами парниковых газов ЕС: кто определил дизайн? // Современная Европа. 2017. No 6. С. 58–69.
2. Кавешников Н.Ю. Эволюция процедур принятия решений в ЕС как параметр глубины интеграции //Современная Европа. 2020. No5. С. 77–88.
3. Кавешников Н.Ю. Анализ влияния Европейского парламента и Совета ЕС на примере реформы Системы торговли парниковыми газами // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. No 6. С. 21–32.
4. Кавешников Н.Ю. Обычная законодательная процедура в ЕС как пример кооперативных практик //Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14. No1. С. 126–147.
5. Румянцев П.О., Саенко В.А., Румянцева У.В., Чекин С.Ю. Статистические методы анализа в клинической практике. Ч. II. Анализ выживаемости и многомерная статистика // Проблемы эндокринологии. 2009. Т. 55. No 6. С. 48–56.
6. Стрежнева М.В. Многоуровневое финансовое управление на пространстве Европейского союза //Вестник Московского университета. Серия 25. 2011. No 4. С. 106–125.
7. Bolstad J. and Cross J.P. Not all Treaties are Created Equal: The Effects of Treaty Changes on Legislative Efficiency in the EU // Journal of Common Market Studies. 2016. Vol. 54. No. 4. P. 793–808.
8. Box-Steffensmeier J.M. and Zorn C.J.W. Duration Models and Proportional Hazards in Political Science // American Journal of Political Science. 2001. Vol. 45. No. 4. P. 972–988.
9. Box-Steffensmeier J. and Bradford J. Event History Modeling in Political Science. Cambridge: Cambridge University Press. 2004. 218 p.
10. Brandsma G.J. Co-decision after Lisbon: The Politics of Informal Trilogues in European Union Lawmaking//European Union Politics. 2015. Vol. 16. No. 2. P. 300–319.
11. Brandsma G.J. and Meijer A. Transparency and the efficiency of multi-actor decision-making processes: an empirical analysis of 244 decisions in the European Union // International Review of Administrative Sciences. 2020. P. 1–18.
12. Chalmers A.W. In over their heads: Public consultation, administrative capacity and legislative duration in the European Union. // European Union Politics. 2014. Vol. 15. No. 4. P. 595–613.
13. Coen D. and Katsaitis A. Legislative Efficiency and Political Inclusiveness: The Effect of Procedures on Interest Group Mobilization in the European Parliament. // The Journal of Legislative Studies. 2019. Vol. 25. No. 2. P. 278–294.
14. Cox D.R. Regression Models and Life Tables (with Discussion) // Journal of the Royal Statistical Society, Series B. 1972. Vol. 34. P. 187–220.
15. Crombez C. and Hix S. Legislative activity and gridlock in the European Union // British Journal of Political Science. 2015. Vol. 45. No. 3. P. 477–499.
16. Cross J.P. and Bølstad J. Openness and censorship in the European Union: An interrupted time series analysis. European Union Politics. 2015. Vol. 16. No. 2. P. 216–240.
17. Drüner D., Klüver H., Mastenbroek E. and Schneider G. The core or the winset? Explaining decision-making duration and policy change in the European Union // Comparative European Politics. 2018. Vol. 16. P. 271–289.
18. Enelow J. and Hinich M. The Spatial Theory of Voting: An Introduction, Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 238 p.
19. Golub J. and Steunenberg B. How Time Affects EU Decision-Making // European Union Politics. 2007. Vol. 8. No. 4. P. 555–566.
20. Golub J. In the Shadow of the Vote? Decision Making in the European Community // International Organization. 1999. Vol. 53. P. 733–764.
21. Golub J. Did the Luxembourg compromise have any consequences? / Palayret J.-M., Wallace H. and Winand P. (eds.) Visions, Votes and Vetoes: The Empty Chair Crisis and the Luxembourg Compromise Forty Years On. Brussels: P.I.E.-Peter Lang, 2006. P. 279–300.
22. Golub J. Survival Analysis and European Union Decision-making // European Union Politics. 2007. Vol. 8. No. 2. P. 155–179.
23. Golub J. The Study of Decision-Making Speed in the European Union. Methods, Data and Theory //European Union Politics. 2008. Vol. 9. No. 1. P. 167–179.
24. Grambsch P.M., Therneau T.M. Proportional Hazards Tests and Diagnostics Based on Weighted Residuals // Bionietrika. 1994. Vol. 81. P. 515–526.
25. Hage F., Kaeding M. Reconsidering the European Parliament’s legislative influence: Formal vs. informal procedures // Journal of European Integration. 2007. Vol. 29. No. 3. P. 341–361.
26. Hayes-Renshaw F., Wallace H. The Council of Ministers. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2006. 320 p.
27. Heisenberg D. The institution of ‘consensus’ in the European Union: Formal versus informal decision-making in the Council. // European Journal of Political Research. 2005. Vol. 44. Issue 1. P. 65–90.
28. Haverland M., Steunenberg B., Van Waarden F. Sectors at Different Speeds: Analysing Transposition Deficits in the European Union // Journal of Common Market Studies. 2011. Vol. 49. No. 2. P. 265–291.
29. Hertz R., Leuffen D. Too big to run? Analysing the impact of enlargement on the speed of EU decision-making // European Union Politics. 2011. Vol. 12. No. 2. P. 193–215.
30. Hinich H.J., Munger M.C. Analytical Politics, Cambridge, Cambridge University Press, 1997. 253 p.
31. Hix S. The Political System of the European Union. Palgrave Macmillan, 2005. 490 p.
32. Hosli M., Thomson R. Who Has Power in the EU? The Commission, Council and Parliament in Legislative Decision-Making // Journal of Common Market Studies. 2006. Vol. 44. No. 2. P. 391–417.
33. Hurka S., Haag M. Policy complexity and legislative duration in the European Union // European Union Politics. 2020. Vol. 21. No. 1. P. 87–108.
34. Jupille J. Procedural Politics: Issues, Influence and Institutional Choice in the European Union. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 296 p.
35. Kaeding M. Determinants of transposition delay in the European Union // Journal of Public Policy. 2006. Vol. 26. P. 229–253.
36. Klüver H., Sagarzazu I. Ideological congruency and decision-making speed: The effect of partisanship across European Union institutions // European Union Politics. 2013. Vol. 14. No. 3. P 388–407.
37. König T. Divergence or convergence? From ever-growing to ever-slowing European legislative decision making // European Journal of Political Research. 2007. Vol. 46. P. 417–444.
38. Kovats L. Do Elections Set the Pace? A Quantitative Assessment of the Timing of European Legislation //Journal of European Public Policy. 2009. Vol. 16. No. 2. P. 239–255.
39. Lenaerts K., Nuffel P. van. Constitutional Law of the European Union. 2nd ed. London: Sweet and Maxwell, 2005. 971 p.
40. Moravcsik A. The Choice for Europe: Social Purpose and State Power from Messina to Maastricht. London, Ithaca: UCL Press, Cornell University Press, 1998. 514 p.
41. Morgan S.L., Winship C. Counterfactuals and Causal Inference: Methods and Principles for Social Research. New York: Cambridge University Press, 2007. 328 р.
42. Pollack M.A. Delegation, Agency and Agenda Setting in the European Community // International Organisations. 1997. Vol. 51. No. 1. P. 99–134.
43. Rasmussen A. Twenty Years of Co-decision since Maastricht: Inter- and Intrainstitutional Implications //European Integration. 2012. Vol. 34. No. 7. P. 735–751.
44. Rasmussen A., Toshkov D. The inter-institutional division of power and time allocation in the European Parliament // West European Politics. 2011. Vol. 34. No. 1. P. 71–96.
45. Rasmussen A., Toshkov D. The effect of stakeholder involvement on legislative duration: Consultation of external actors and legislative duration in the European Union // European Union Politics. 2013. Vol. 14. P. 366–387.
46. Roederer-Rynning C. Passage to bicameralism: Lisbon’s ordinary legislative procedure at ten. Comparative European Politics. 2019. Vol. 17. P. 957–973.
47. Schneider G., Cederman L.-E. The Change of Tide in Political Cooperation: A Limited Information Model of European Integration // International Organisations. 1994. Vol. 48. No. 4. P. 633–662.
48. Schulz H. and König T. Institutional Reform and Decision-Making Efficiency in the European Union //American Journal of Political Science. 2000. Vol. 44. No. 4. P. 653–666.
49. Steunenberg B. and Rhinard M. The transposition of European law in EU member states: Between process and politics // European Political Science Review. 2010. Vol. 2. P. 495–520.
50. Steunenberg B. Decision making under different institutional arrangements: legislation by the European Community // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1994. Vol. 150. No. 4. P. 642–669.
51. Thomson R. Actor alignments in the European Union before and after enlargement // European Journal of Political Research. 2009. Vol. 48. No. 6. P. 756–781.
52. Thomson R. and Hosli M. Who Has Power in the EU? The Commission, Council and Parliament in Legislative Decision-making // Journal of Common Market Studies. 2006. Vol. 44. No. 2. P. 391–417
53. Thomson R., Arregui J., Leuffen D., Costello R., Cross J., Hertz R. and Jensen T. A new dataset on decision-making in the European Union before and after the 2004 and 2007 enlargements (DEUII) //Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No. 4. P. 604–622.
54. Toshkov D. Embracing European law: Compliance with EU directives in Central and Eastern Europe //European Union Politics. 2008. Vol. 9. P. 379–402.
55. Toshkov D. The impact of the Eastern enlargement on the decision-making capacity of the European Union // Journal of European Public Policy. 2017. Vol. 24. No. 2. P. 177–196.
56. Tsebelis G. The Power of the European Parliament as a Conditional Agenda-Setter // American Political Science Review. 1994. Vol. 88. No. 1. P. 128–142.
57. Tsebelis G. Veto players: How political institutions work. New York: Sage, 2002. 317 p.
58. Tsebelis G. and Garrett G. Agenda setting, vetoes and the European Union's co-decision procedure //The Journal of Legislative Studies. 1997. Vol. 3. P. 74–92.
59. Tsebelis G. and Garrett G. Legislative politics in the European Union // European Union Politics. 2000. Vol. 1. P. 9–36.
60. Tsebelis G., Jensen C.B., Kalandrakis A., Kreppel A. Legislative procedures in in the European Union: An empirical analysis // British Journal of Political Science. 2001. Vol. 31 (4). P. 573–599.
61. Zorn Ch. Modeling Duration Dependence // Political Analysis. 2000. Vol. 8. P. 367–380.
62. Zorn Ch. Temporal Change and the Process of European Union Decision-Making. // European Union Politics. 2007. Vol. 8. No. 4. P. 567–576.
Рецензия
Для цитирования:
Кавешников Н., Даманов А. Скорость законодательного процесса в Европейском Союзе количественный анализ. Международные процессы. 2022;20(1):80-108. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.1.68.3
For citation:
Kaveshnikov N., Domanov A. Factors behind legislative duration in the Uropean Union. Quantitative analysis. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2022;20(1):80-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.1.68.3