Религиозный прозелитизм как ресурс государственной политики. Прошлый и актуальный опыт России и США
https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.2.69.1
Аннотация
Статья призвана оценить роль религиозного прозелитизма в государственной политике в американском и российском восприятии. В первую очередь различия в подходах к этому вопросу рассматриваются с точки зрения исторического опыта двух стран. Вызовы, с которыми они сталкивались (или не сталкивались в случае с США), помогает объяснить различие в их представлениях и практиках сегодня. Исторический взгляд показывает, насколько политически важной и влиятельной была прозелитистская деятельность для России. Хорошие отношения с религиозными лидерами и их движениями помогали государству поддерживать стабильность в отдалённых владениях, а активные попытки обращения других людей, то есть прозелитизм, рассматривались как политически агрессивные и социально разрушительные. Во второй части статьи рассматриваются современные последствия сформировавшихся взглядов на роль прозелитизма в государственной политике. В России в отношении прозелитизма видна преемственность между имперским, советским и современным периодами, несмотря на политические изменения. На территории России религиозные организации, связанные с США и практикующие активный прозелитизм, сталкиваются с ограничениями и запретами. Они объясняются сложившимся восприятием религии и, в частности, прозелитизма как объекта политизации, превращающего их в оружие, используемое во внешней политике. За пределами своих границ Россия использовала Русскую православную церковь (РПЦ) для прозелитизма или квазипрозелитизма, чтобы помочь в реализации политических планов. Для США обращение в религию традиционно никогда не было частью национального или политического дискурса, поэтому с американской стороны сохраняется тенденция рассматривать такую деятельность как индивидуальный опыт. Тем временем Россия продолжает преследование религиозных групп, которые продвигают агрессивную прозелитическую повестку дня, особенно базирующихся в США, таких как Свидетели Иеговы, к представителям которых часто относятся как к противникам государства.
Ключевые слова
Список литературы
1. Adamsky D. C. (2019). Russian nuclear orthodoxy: Religion, politics, and strategy. Stanford: Stanford University Press. 354 p.
2. Blitt R. (2011). Russia’s Orthodox Foreign Policy: the Growing Influence of the Russian Orthodox Church in Shaping Russia’s Policies Abroad. University of Pennsylvania Journal of International Law. Vol. 33. No. 2. URL: https://scholarship.law.upenn.edu/jil/vol33/iss2/2. (accessed: 08.08.2021).
3. Bournoutian G.A. (1998). Russia and the Armenians of Transcaucasia, 1797–1889; a documentary record. Mazda Publ, Costa Mesa, Calif. 578 p.
4. Clay E. (2008). Mapping the Limits of Orthodoxy: Russian Orthodox Missionary Encounters in Perm' Diocese, 1828-1912. Russian History. Vol. 35. No. 1–2. P. 113–128.
5. Curanović A. (2021). The Sense of Mission in Russian Foreign Policy: Destined for greatness! London, New York: Routledge. 248 p.
6. Farr T.F. (2008). Diplomacy in an Age of Faith, Foreign Affairs. 2 March. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2008-03-02/diplomacy-age-faith. (accessed: 11.05.2021).
7. Flynn J.T. (1970). The Role of the Jesuits in the Politics of Russian Education, 1801–1820. The Catholic Historical Review. Vol. 56. No. 2. P. 249–265.
8. French Government. The Chinese Expedition: The French Treaty with China, 1860. URL: https://www.napoleon.org/en/history-of-the-two-empires/articles/the-chinese-expedition-the-french-treaty-with-china-1860/
9. Gavin F.J. (2012). Nuclear Statecraft: History and Strategy in America's Atomic Age. Ithaca: Cornell University Press. 218 p.
10. Hamid S., Mandaville P., Mccants W. (2017). How America Changed Its Approach to Political Islam. The Atlantic. 4 October. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2017/10/america-political-islam/541287/. (accessed: 12.05.2021).
11. Jordan J., Stulberg A., Troitskiy M. (2021). Statecraft in US-Russia relations: Meaning, dilemmas, and significance. Mezhdunarodnye protsessy. Vol. 19. No. 1e. P. 4–17.
12. Raftery J. (1998). Textbook Wars: Governor-General James Francis Smith and the Protestant-Catholic Conflict in Public Education in the Philippines, 1904–1907. History of Education Quarterly. Vol. 38. No. 2. P. 143–164.
13. Riegg S.B. (2020). Russia's Entangled Embrace: the tsarist empire and the Armenians, 1801–1914. Ithaca: Cornell University Press. 314 p.
14. Rocca F.X. (2014). John Paul II’s influence key to fall of communism. The Catholic Register. 26 April. URL: https://www.catholicregister.org/features/item/18031-john-paul-ii-s-influence-key-to-fall-of-communism. (accessed: 04.04.2020).
15. Werth P.W. (2014). The tsar's foreign faiths: Toleration and the fate of religious freedom in Imperial Russia. Oxford: Oxford University Press. 288 p.
16. Wolff L. (2002). The Uniate Church and the Partitions of Poland: Religious Survival in an Age of Enlightened Absolutism. Harvard Ukrainian Studies. Vol. 26. No. 1/4. P. 153–244.
Рецензия
Для цитирования:
Кортен К. Религиозный прозелитизм как ресурс государственной политики. Прошлый и актуальный опыт России и США. Международные процессы. 2022;20(2):155-168. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.2.69.1
For citation:
Korten C. Religious proselytism in statecraft. A past and present comparison of Russia and the United States. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2022;20(2):155-168. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.2.69.1