Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Международные детерминанты популярности президента России. Имеет ли значение эффект «сплочения вокруг флага»?

https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.6

Аннотация

В фокусе статьи находится популярность Президента России и причины его поддержки населением. Основной массив ранее опубликованной по данной теме литературы посвящён изучению таких детерминант, как макроэкономические показатели, уровень жизни граждан, освещение деятельности в СМИ, применение политических технологий и др. При этом исследователи констатируют воздействие на рейтинг национальных лидеров международных событий и межгосударственных конфликтов. Обзор литературы показал, что большинство исследователей изучали факторы одобрения деятельности президента на примере США. Автор пришёл к выводу, что Россия представляет собой хороший казус для исследований и поиска ответов ряд вопросов: оказывает ли влияние на популярность президента участие страны в военных конфликтах? Приводит ли низкий рейтинг одобрения главы государства к инициированию военных конфликтов? В качестве методологической основы исследования автор избрал теорию отвлекающей войны и эффект «сплочения вокруг флага». На основе теоретической рефлексии сформулированы две рабочие гипотезы: 1) уменьшение рейтинга одобрения президента приводит к увеличению агрессивности внешней политики и инициированию военного конфликта; 2) участие России в военных конфликтах приводит к росту популярности / одобрения деятельности Президента страны. Цель статьи заключается в эмпирической проверке этих гипотез. Для этого были собраны данные о рейтинге Президента России с 2000 по 2022 г. и проведён регрессионный анализ временных рядов. В качестве метода исследования использован сравнительный анализ конкретных случаев. По итогам работы автор пришёл к следующим выводам: уменьшение рейтинга одобрения Президента России не приводит к инициированию военных конфликтов. При этом эффект «сплочения вокруг флага» имеет значение в России, участие вооружённых сил в конфликтах при водит к росту одобрения деятельности Президента страны.

Об авторе

Р. Мухаметов
Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина
Россия

Руслан Мухаметов

Екатеринбург



Список литературы

1. Балуев Д.Г. Внутренние факторы, влияющие на российскую внешнюю политику // Завоевание будущего. Внешняя политика России на рубеже веков. Н. Новгород: НГУ, 1999. С. 7–51.

2. Башкирова Е.И., Лайдинен Н.В. Президент: феномен общественной поддержки // Социс. 2001. No 9. С. 29–36.

3. Григорьева Е.Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского ун-та. 2014. No 379. С. 46–54.

4. Казун А.Д. Эффект «rally around the flag». Как и почему растёт поддержка власти во время трагедий и международных конфликтов? // Полис. Политические исследования. 2017. No 1. С. 136–146.

5. Кузнецов Д.В. Использование военной силы и общественное мнение США // Новая и новейшая история. 2010. No 4. С. 18–31.

6. Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004. 336 с.

7. Семёнов А.В. Анализ временных рядов в политической науке: возможности и ограничения //Политическая наука. 2021. No 1. С. 76–97.

8. Шевчук С.В. «Тефлоновый» рейтинг: факторы устойчивости политической поддержки В. Путина в условиях экономического кризиса // Полития. 2017. No 2. С. 80–93.

9. Шмелёв Б.А., Симон М.Е. Влияние внутриполитических процессов на внешнюю политику постсоветских государств (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2013. 40 с.

10. Baker W.D., Oneal J.R. Patriotism or Opinion Leadership?: The Nature and Origins of the «Rally ’Round the Flag» Effect // The Journal of Conflict Resolution. 2001. Vol. 45. Р. 661–687.

11. Baum M. A., Kernell S. Economic Class and Popular Support for Franklin Roosevelt in War and Peace //Public Opinion Quarterly. 2001. 65. No. 2. Р. 198–229.

12. Baum M.A. The Constituent Foundations of the Rally-Round-the-Flag Phenomenon // International Studies Quarterly. 2002. Vol. 46. No. 2. Р. 263–298.

13. Berinsky A.J. In Time of War: Understanding American Public Opinion from World War II to Iraq. Chicago: University of Chicago Press, 2009. 360 p.

14. Brody R.A., Shapiro C.R. Policy Failure arid Public Support: The Iran-Contra Affair and Public Assessment of President Reagan // Political Behavior. 1989. Vol. 11. No. 4. Р. 353–369.

15. Chapman H.S. Shoring Up Autocracy: Participatory Technologies and Regime Support in Putin’s Russia //Comparative Political Studies. 2021. Vol. 54. No. 8. Р. 1459–1489.

16. Chiozza G., Goemans H. Avoiding diversionary targets // Journal of Peace Research. 2004. Vol. 41. No.4. Р. 423–443.

17. Colton T., Hale H. The Putin vote: the demand side of hybrid regime politics // Slavic review. 2009. Vol. 68. No. 3. Р. 473–503.

18. De Mesquita B., Morrow J., Siverson, R., Smith A. An Institutional Explanation of the Democratic Peace // American Political Science Association. 1999. Vol. 93. No. 4. Р. 791–807.

19. Farnham B. Impact of the Political Context on Foreign Policy Decision-Making // Political Psychology. 2004. Vol. 25. No. 3. Р. 441–463.

20. Fearon J. Domestic Politics, Foreign Policy, and Theories of International Relations // Annual Review of Political Science. 1998. Vol. 1. No. 1. Р. 289–313.

21. Geddes B., Zaller J. Sources of Popular Support for Authoritarian Regimes // American Journal of Political Science. 1989. Vol. 33. No. 2. Р. 319–347.

22. Gerring J. What Is a Case Study and What Is It Good for? // American Political Science Association. 2004. Vol. 98. Р. 341–354.

23. Goemans H., Fey M. Risky but rational: War as an institutionally-induced gamble // Journal of Politics. 2009. Vol. 71. No. 1. Р. 35–54.

24. Guriev S., Treisman D. Informational Autocrats // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33. No. 4. Р. 100–127.

25. Hale H.E. How Crimea Pays // Comparative Politics. 2018. Vol. 50. No. 3. Р. 369–380.

26. Haynes K. Diversionary conflict: Demonizing enemies or demonstrating competence? // Conflict Management and Peace Science. 2017. Vol. 34. No. 4. Р. 337–358.

27. Hesli V.L., Bashkirova E. The Impact of Time and Economic Circumstances on Popular Evaluations of Russia’s President // International Political Science Review. 2001. Vol. 22. No. 4. Р. 379–398.

28. Hetherington M.J., Nelson M. Anatomy of a Rally Effect: George W. Bush and the War on Terrorism //Political Science and Politics. 2003. Vol. 36. No. 1. Р. 37–42.

29. Kam C.D., Ramos J.M. Joining and Leaving the Rally: Understanding the Surge and Decline in Presidential Approval Following 9/11 // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. Р. 619–650.

30. Kernell S. Explaining Presidential Popularity // American Political Science Review. 1978. Vol. 72. Р. 506–522.

31. Lambert А.J., Scherer L.D., Schott J.P., Olson K.R., Andrews R.K., O’Brien T.C., Zisser A.R. Rally Effects, Threat, and Attitude Change: An Integrative Approach to Understanding the Role of Emotion//Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. Р. 886–903.

32. Levy J.S. The diversionary theory of war: A critique // Handbook of war studies. 1989. Vol. 1. Р. 259–288.

33. Mishler W. The Dynamics of Presidential Popularity in Post-Communist Russia: Cultural Imperative vs Neo-Institutional Choice? // The Journal of Politics. 2003. Vol. 65. No. 1. Р. 111–141.

34. Morgan T.C., Bickers K.N. Domestic Discontent and the External Use of Force // Journal of Conflict Resolution. 1992. Vol. 36. No. 1. Р. 25–52.

35. Mendelson S.H., Gerber T. Us and Them: Anti-American Views of the Putin Generation // The Washington Quarterly. 2008. Vol. 31. No. 2. Р. 131–150.

36. Mueller J.E. Presidential Popularity from Truman to Johnson // The American Political Science Review. 1970. Vol. 64. No. 1. Р. 18–34.

37. Mueller J.E. War, Presidents, and Public Opinion. New York: Wiley, 1973. 300 р.

38. Norman J.E. The Rally Around the Flag Effect: A Look at Former President George W. Bush and Current President Barack Obama // Honors Theses. 2013. 15. URL: https://digitalcommons.csbsju.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=honors_theses (дата обращения: 02.04.2022).

39. Schedler A. The menu of manipulation // Journal of Democracy. 2002. Vol. 13. No. 2. Р. 36–50.

40. Sirotkina E. How biased media generate support for the ruling authorities: Causal mediation analysis of evidence from Russia // European Journal of Communication. 2021. Vol. 36. No. 2. Р. 183–200.

41. Snegovaya M. What Factors Contribute to the Aggressive Foreign Policy of Russian Leaders? // Problems of Post-Communism. 2019. Vol. 67. No. 1. Р. 93–110.

42. Treisman D. Presidential Popularity in a Hybrid Regime: Russia under Yeltsin and Putin // American Journal of Political Science. 2011. Vol. 55. No. 3. Р. 590–609.

43. Treisman D. The Popularity of Russian Presidents. 2008. URL: https://www.hse.ru/data/351/229/1237/paper-Treisman.pdf (дата обращения: 02.04.2022).

44. White S., Mcallister I. The Putin phenomenon // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2008. Vol. 24. No. 4. P. 604–628.


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметов Р. Международные детерминанты популярности президента России. Имеет ли значение эффект «сплочения вокруг флага»? Международные процессы. 2022;20(3):80-94. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.6

For citation:


Mukhametov R. International sources of the popularity of Russia’s president. Does the «rally around the flag» effect matter? International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2022;20(3):80-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.6

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)