Международные детерминанты популярности президента России. Имеет ли значение эффект «сплочения вокруг флага»?
https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.6
Аннотация
В фокусе статьи находится популярность Президента России и причины его поддержки населением. Основной массив ранее опубликованной по данной теме литературы посвящён изучению таких детерминант, как макроэкономические показатели, уровень жизни граждан, освещение деятельности в СМИ, применение политических технологий и др. При этом исследователи констатируют воздействие на рейтинг национальных лидеров международных событий и межгосударственных конфликтов. Обзор литературы показал, что большинство исследователей изучали факторы одобрения деятельности президента на примере США. Автор пришёл к выводу, что Россия представляет собой хороший казус для исследований и поиска ответов ряд вопросов: оказывает ли влияние на популярность президента участие страны в военных конфликтах? Приводит ли низкий рейтинг одобрения главы государства к инициированию военных конфликтов? В качестве методологической основы исследования автор избрал теорию отвлекающей войны и эффект «сплочения вокруг флага». На основе теоретической рефлексии сформулированы две рабочие гипотезы: 1) уменьшение рейтинга одобрения президента приводит к увеличению агрессивности внешней политики и инициированию военного конфликта; 2) участие России в военных конфликтах приводит к росту популярности / одобрения деятельности Президента страны. Цель статьи заключается в эмпирической проверке этих гипотез. Для этого были собраны данные о рейтинге Президента России с 2000 по 2022 г. и проведён регрессионный анализ временных рядов. В качестве метода исследования использован сравнительный анализ конкретных случаев. По итогам работы автор пришёл к следующим выводам: уменьшение рейтинга одобрения Президента России не приводит к инициированию военных конфликтов. При этом эффект «сплочения вокруг флага» имеет значение в России, участие вооружённых сил в конфликтах при водит к росту одобрения деятельности Президента страны.
Об авторе
Р. МухаметовРоссия
Руслан Мухаметов
Екатеринбург
Список литературы
1. Балуев Д.Г. Внутренние факторы, влияющие на российскую внешнюю политику // Завоевание будущего. Внешняя политика России на рубеже веков. Н. Новгород: НГУ, 1999. С. 7–51.
2. Башкирова Е.И., Лайдинен Н.В. Президент: феномен общественной поддержки // Социс. 2001. No 9. С. 29–36.
3. Григорьева Е.Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского ун-та. 2014. No 379. С. 46–54.
4. Казун А.Д. Эффект «rally around the flag». Как и почему растёт поддержка власти во время трагедий и международных конфликтов? // Полис. Политические исследования. 2017. No 1. С. 136–146.
5. Кузнецов Д.В. Использование военной силы и общественное мнение США // Новая и новейшая история. 2010. No 4. С. 18–31.
6. Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004. 336 с.
7. Семёнов А.В. Анализ временных рядов в политической науке: возможности и ограничения //Политическая наука. 2021. No 1. С. 76–97.
8. Шевчук С.В. «Тефлоновый» рейтинг: факторы устойчивости политической поддержки В. Путина в условиях экономического кризиса // Полития. 2017. No 2. С. 80–93.
9. Шмелёв Б.А., Симон М.Е. Влияние внутриполитических процессов на внешнюю политику постсоветских государств (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2013. 40 с.
10. Baker W.D., Oneal J.R. Patriotism or Opinion Leadership?: The Nature and Origins of the «Rally ’Round the Flag» Effect // The Journal of Conflict Resolution. 2001. Vol. 45. Р. 661–687.
11. Baum M. A., Kernell S. Economic Class and Popular Support for Franklin Roosevelt in War and Peace //Public Opinion Quarterly. 2001. 65. No. 2. Р. 198–229.
12. Baum M.A. The Constituent Foundations of the Rally-Round-the-Flag Phenomenon // International Studies Quarterly. 2002. Vol. 46. No. 2. Р. 263–298.
13. Berinsky A.J. In Time of War: Understanding American Public Opinion from World War II to Iraq. Chicago: University of Chicago Press, 2009. 360 p.
14. Brody R.A., Shapiro C.R. Policy Failure arid Public Support: The Iran-Contra Affair and Public Assessment of President Reagan // Political Behavior. 1989. Vol. 11. No. 4. Р. 353–369.
15. Chapman H.S. Shoring Up Autocracy: Participatory Technologies and Regime Support in Putin’s Russia //Comparative Political Studies. 2021. Vol. 54. No. 8. Р. 1459–1489.
16. Chiozza G., Goemans H. Avoiding diversionary targets // Journal of Peace Research. 2004. Vol. 41. No.4. Р. 423–443.
17. Colton T., Hale H. The Putin vote: the demand side of hybrid regime politics // Slavic review. 2009. Vol. 68. No. 3. Р. 473–503.
18. De Mesquita B., Morrow J., Siverson, R., Smith A. An Institutional Explanation of the Democratic Peace // American Political Science Association. 1999. Vol. 93. No. 4. Р. 791–807.
19. Farnham B. Impact of the Political Context on Foreign Policy Decision-Making // Political Psychology. 2004. Vol. 25. No. 3. Р. 441–463.
20. Fearon J. Domestic Politics, Foreign Policy, and Theories of International Relations // Annual Review of Political Science. 1998. Vol. 1. No. 1. Р. 289–313.
21. Geddes B., Zaller J. Sources of Popular Support for Authoritarian Regimes // American Journal of Political Science. 1989. Vol. 33. No. 2. Р. 319–347.
22. Gerring J. What Is a Case Study and What Is It Good for? // American Political Science Association. 2004. Vol. 98. Р. 341–354.
23. Goemans H., Fey M. Risky but rational: War as an institutionally-induced gamble // Journal of Politics. 2009. Vol. 71. No. 1. Р. 35–54.
24. Guriev S., Treisman D. Informational Autocrats // Journal of Economic Perspectives. 2019. Vol. 33. No. 4. Р. 100–127.
25. Hale H.E. How Crimea Pays // Comparative Politics. 2018. Vol. 50. No. 3. Р. 369–380.
26. Haynes K. Diversionary conflict: Demonizing enemies or demonstrating competence? // Conflict Management and Peace Science. 2017. Vol. 34. No. 4. Р. 337–358.
27. Hesli V.L., Bashkirova E. The Impact of Time and Economic Circumstances on Popular Evaluations of Russia’s President // International Political Science Review. 2001. Vol. 22. No. 4. Р. 379–398.
28. Hetherington M.J., Nelson M. Anatomy of a Rally Effect: George W. Bush and the War on Terrorism //Political Science and Politics. 2003. Vol. 36. No. 1. Р. 37–42.
29. Kam C.D., Ramos J.M. Joining and Leaving the Rally: Understanding the Surge and Decline in Presidential Approval Following 9/11 // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. Р. 619–650.
30. Kernell S. Explaining Presidential Popularity // American Political Science Review. 1978. Vol. 72. Р. 506–522.
31. Lambert А.J., Scherer L.D., Schott J.P., Olson K.R., Andrews R.K., O’Brien T.C., Zisser A.R. Rally Effects, Threat, and Attitude Change: An Integrative Approach to Understanding the Role of Emotion//Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. Р. 886–903.
32. Levy J.S. The diversionary theory of war: A critique // Handbook of war studies. 1989. Vol. 1. Р. 259–288.
33. Mishler W. The Dynamics of Presidential Popularity in Post-Communist Russia: Cultural Imperative vs Neo-Institutional Choice? // The Journal of Politics. 2003. Vol. 65. No. 1. Р. 111–141.
34. Morgan T.C., Bickers K.N. Domestic Discontent and the External Use of Force // Journal of Conflict Resolution. 1992. Vol. 36. No. 1. Р. 25–52.
35. Mendelson S.H., Gerber T. Us and Them: Anti-American Views of the Putin Generation // The Washington Quarterly. 2008. Vol. 31. No. 2. Р. 131–150.
36. Mueller J.E. Presidential Popularity from Truman to Johnson // The American Political Science Review. 1970. Vol. 64. No. 1. Р. 18–34.
37. Mueller J.E. War, Presidents, and Public Opinion. New York: Wiley, 1973. 300 р.
38. Norman J.E. The Rally Around the Flag Effect: A Look at Former President George W. Bush and Current President Barack Obama // Honors Theses. 2013. 15. URL: https://digitalcommons.csbsju.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=honors_theses (дата обращения: 02.04.2022).
39. Schedler A. The menu of manipulation // Journal of Democracy. 2002. Vol. 13. No. 2. Р. 36–50.
40. Sirotkina E. How biased media generate support for the ruling authorities: Causal mediation analysis of evidence from Russia // European Journal of Communication. 2021. Vol. 36. No. 2. Р. 183–200.
41. Snegovaya M. What Factors Contribute to the Aggressive Foreign Policy of Russian Leaders? // Problems of Post-Communism. 2019. Vol. 67. No. 1. Р. 93–110.
42. Treisman D. Presidential Popularity in a Hybrid Regime: Russia under Yeltsin and Putin // American Journal of Political Science. 2011. Vol. 55. No. 3. Р. 590–609.
43. Treisman D. The Popularity of Russian Presidents. 2008. URL: https://www.hse.ru/data/351/229/1237/paper-Treisman.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
44. White S., Mcallister I. The Putin phenomenon // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2008. Vol. 24. No. 4. P. 604–628.
Рецензия
Для цитирования:
Мухаметов Р. Международные детерминанты популярности президента России. Имеет ли значение эффект «сплочения вокруг флага»? Международные процессы. 2022;20(3):80-94. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.6
For citation:
Mukhametov R. International sources of the popularity of Russia’s president. Does the «rally around the flag» effect matter? International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2022;20(3):80-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.6