Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Геополитика железных дорог в условиях демографического сжатия Геополитические и социально- демографические аспекты

https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.2.61.7

Аннотация

Железнодорожный транспорт имеет важное геополитическое и социально-экономическое значение для Российской Федерации, обеспечивая транспортную связанность большинства регионов, соединяя страны Европы и Азии между собой и некоторыми зарубежными странами и по существу «скрепляя» такое территориально большое государство, как Россия, в транспортном и социально-экономическом отношениях. В этой связи особую актуальность приобретает проблема развития транспортных систем стратегических регионов России, а также специфика спатиальной политики ОАО «РЖД» в условиях демографических проблем и геополитического положения данных территорий. Показательно, что основным связующим элементом инфраструктуры азиатской части страны является именно железнодорожный транспорт. Исследования авторов статьи показали, что демографическая и миграционная ситуация в российских регионах находится в определённой зависимости от плотности железнодорожной сети. Чем выше плотность железных дорог, тем более привлекательными в миграционном отношении являются регионы. И напротив, в регионах с низкой плотностью железных дорог отмечается устойчивый тренд миграционного оттока населения. В то же время демографические прогнозы говорят о том, что в условиях отсутствия перспективных инфраструктурных проектов негативные тенденции миграционного оттока и естественной убыли населения с высокой вероятностью продолжатся, а следовательно, в среднесрочной перспективе численность населения восточных регионов будет сокращаться. По нашему мнению, для эффективного пространственного развития территорий Сибири и Дальнего Востока необходимо формирование сети современных мультимодальных транспортных узлов и международных транспортных коридоров, учитывающих природно-климатические и демографические аспекты развития восточных территорий России. Кроме того, международная конкуренция за перспективные транспортные проекты постоянно растёт, что с учётом низкой эффективности размещения производительных сил и неиспользованного пространственного потенциала экономики России становится существенной геоэкономической угрозой. В представленной статье исследовано влияние уровня развития транспортной инфраструктуры на характер расселения и тенденции социально-экономического развития геостратегических территорий России; выявлены тенденции пространственного и социально-экономического развития восточных территорий, расположенных вблизи железнодорожных магистралей; проанализирована демографическая ситуация и миграционные тенденции восточных территорий в контексте кадровых потребностей железнодорожного комплекса; разработаны стратегические направления формирования кадровой политики и пополнения трудовых ресурсов в РЖД. Наконец, разработаны рекомендации по повышению эффективности пространственного развития Сибири и Дальнего Востока на основе развития железнодорожного транспорта и перспективных проектов формирования инновационных транспортных систем.

Об авторах

А. А. Тер-Акопов
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Россия

Тер-Акопов Александр Александрович - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела демографической безопасности и моделирования демографических процессов

Москва



В. А. Безвербный
МГИМО МИД России; Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Россия

Безвербный Вадим Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры демографической и миграционной политики МГИМО МИД России; заместитель директора Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Москва

 



Список литературы

1. Гришанова А.Г. Демографический фактор инновационного развития // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества / Отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2017. Ч. 3. 978 с.

2. Демографический ежегодник России 2017. М.: Росстат, 2017. URL: www.gks.ru (дата обращения: 24.08.2019).

3. Есикова Т.Н., Ионова В.Д. Формирование современной транспортной сети Сибири и Дальнего Востока // Восточная аналитика. 2010. № 1. С. 29–33.

4. Макаров И.А., Макарова Е.А., Караганов С.А. и др. Поворот на Восток. Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России. М.: Международные отношения, 2016. 448 с.

5. Рязанцев С.В. Видит ли миграционная политика России человека? (антропологическое измерение российской миграционной политики) // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 167–177.

6. Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики России // Социологические исследования. 2014. № 9 (365). С. 25–29.

7. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. 799 с.

8. Fomin M.V., Ryazantsev S.V., Bezverbnyi V.A., Mikryukov N.Yu., Ter-akopov A.A. Project federal territories as an object of the spatial development of Siberia and the Far East of Russia // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 19. P. 107–119.

9. Hill F., Gaddy C.G. The Siberian Curse: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold. Brookings Institution Press, 2003. 240 p.

10. Liliopoulou A., Roe M., Pasukeviciute I. Trans-Siberian Railway: from inception to transition // European Transport Trasporti Europei n. 29 (2005). P. 46–56.

11. Ryazantsev S., Manshin R., Vazirov Z. China’s Influence on the Social and Economic Development of the Central Asian States: Methods and Consequences // Central Asia and the Caucasus, Journal of Social and Political Studies. 2018. Vol. 19. No. 1. P. 18–25.

12. Tolley R., Turton B.J. Transport Systems, Policy and Planning: A Geographical Approach. New York: Wiley, 1995. 799 p.


Рецензия

Для цитирования:


Тер-Акопов А.А., Безвербный В.А. Геополитика железных дорог в условиях демографического сжатия Геополитические и социально- демографические аспекты. Международные процессы. 2020;18(2):122-140. https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.2.61.7

For citation:


Ter-Akopov A.A., Bezverbny V.A. Regional Policy of the Russian Railways in THE Context of Depopulation. Geopolitical and Socio- Demographic Aspects. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2020;18(2):122-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.2.61.7

Просмотров: 314


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)