Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Инновационная трансформация крупнейших интернет-платформ: тренды и влияние на национальные инновационные системы

https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.4.63.2

Аннотация

Сверхкрупные платформы – цифровые многоотраслевые корпорации, контролирующие ключевые интернет-рынки, – по праву считаются ведущими игроками цифровой экономики и входят в число крупнейших транснациональных корпораций. Несмотря на то что многие базовые факторы их успеха до сих пор сохраняют актуальность, усиление конкуренции, исчерпание низкой базы роста и иные вызовы привели их в конце 2000-х – начале 2010-х годов к ставке на опережающее развитие инновационно-технологического потенциала. Процесс поддерживался мощным притоком инвестиций. Начались форсированный рост расходов сверхкрупных платформ на исследования и разработки (ИР), венчурные инвестиции, скупка стартапов, формирование огромных инновационных экосистем. Уже к концу 2010-х годов сверхкрупные платформы превратились в ведущих глобальных игроков в сфере технологий и инноваций, акцентирующих при этом развитие наиболее перспективных цифровых технологий (включая искусственный интеллект, облачные вычисления, робототехнику) и рынков будущего. Складывается уникальная ситуация. Сверхкрупные платформы во всё более значительной мере становятся самостоятельным фактором развития национальных инновационных систем (НИС), цифровой трансформации и обеспечения глобальной конкурентоспособности США и КНР как стран-лидеров цифровой экономики. В перспективе платформенные компании, по всей видимости, сохранят акцент на инновационной трансформации – тем более что дальнейший экстенсивный рост ИР и технологических инвестиций вряд ли реален в новых финансовых условиях. При этом сравнительно большую роль в этих процессах, по-видимому, будет играть внешний контекст. Это – изменение регуляторных условий функционирования данных платформ (в том числе для преодоления актуальных вызовов монополизации цифровых рынков); пересмотр глобальных торгово-экономических режимов и технологическая война США и КНР; нарастание глобальной конкуренции. Наиболее вероятно, что результатом изменений станет дальнейший рост роли платформ в НИС, их превращение в новый фактор экономической и цифровой мощи – и новое поле конкуренции сверхдержав.

Об авторе

И. В. Данилин
Научно-исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Россия

Данилин Иван Владимирович - кандидат политических наук, заведующий Отделом науки и инноваций

Москва



Список литературы

1. Данилин И.В. Влияние цифровых технологий на лидерство в глобальных процессах: от платформ к рынкам? // Вестник МГИМО-Университета. 2020. Т. 13. №1. С. 100–116.

2. Инновационная конкуренция / Под ред. Н.И. Ивановой. М.: Весь Мир, 2020. 216 с.

3. Кристенсен К. Дилемма инноватора. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 239 с.

4. Паркер Дж., ван Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 304 c.

5. Феномен Трампа: Монография / под ред. А.В. Кузнецова. М.: ИНИОН, 2020. 642 с.

6. Global R&D Funding Forecast. A Supplement to the R&D Magazine. 2019. 36 p. [Электронный ресурс]. URL: https://issuu.com/wtwhmedia/docs/190101-2019_global_funding_forecast (accessed: 20.12.2019).

7. Amazon. Small business means big opportunity. Amazon SMB impact report. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://cts.businesswire.com/ct/CT?id=smartlink&url=https%3A%2F%2Famzn.to%2F2019-SMB-Impact-Report&esheet=51980577&newsitemid=20190507005381&lan=en-US&anchor=here&index=1&md5=289b94171fe4435cd1f24db5376b4fc6 (accessed: 20.12.2019).

8. Barefoot K., Curtis D., Jolliff W., Nicholson J.R., Omohundro R. Defining and Measuring the Digital Economy. Working Paper. The Bureau of Economic Analysis. U.S. Department of Commerce. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bea.gov/system/files/papers/WP2018-4.pdf (accessed: 14.06.2019).

9. Belgavi V., Chand A., Arryan A.V., Narang A. Emerging technologies disrupting the financial sector. Report of PwC – ASSOCHAM, PricewaterhouseCoopers Private Limited. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.in/assets/pdfs/consulting/financial-services/fintech/publications/emerging- technologies-disrupting-the-financial-sector.pdf (accessed: 05.09.2019).

10. Casanova L., Cornelius P.K., Dutta S. Financing Entrepreneurship and Innovation in Emerging Markets. San Diego: Academic Press, 2018. 318 p.

11. CB Insights. The Asia Tech Investment Report. 2017a. [Электронный ресурс]. URL:https://www.cbinsights.com/reports/CB-Insights_Asia-Tech-Investment-Report.pdf?utm_campaign=Report%20-%20Content%20Emails&utm_source=hs_ automation&utm_medium=email&utm_content=52306389&_hsenc=p2ANqtz--FZ693KpStPhVHI6bMJ-4dy353yjdHY4AP7aDatY0u7I4u8pcnAJgigdR7zhjmErv8Cm3NnfwsmXaZ9F2Oj2eGIn0bbA&_hsmi=52306389 (accessed: 01.08.2019).

12. CB Insights. The Unicorns Backed by FAMGA — Facebook, Apple, Microsoft, Google, Amazon. 2017b. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbinsights.com/research/unicorn-investments-facebook- apple-microsoft-google-amazon/ (accessed: 01.08.2019).

13. CB Insights. Top Tech M&A Analysis. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbinsights.com/reports/Top-Tech-MA.pdf?utm_source=hs_automation&utm_medium=email&utm_content=38323092&_hsenc=p2ANqtz-8zw72yMc5JRX3QR79qg0La8L5DCdzKbEz_SOX2lA2VrDtgFgPiVxarUAHmv-Sh8veVTpkvg5QYLpbYZbn4SZzReFIt9g&_hsmi=38323092 (accessed: 01.08.2019).

14. Cheung M.-C. Global Ecommerce 2019. China. eMarketer. June 27, 2019. [Электронный ресурс].

15. URL: https://www.emarketer.com/content/china-ecommerce-2019 (accessed: 06.08.2019).

16. Danilin I.V. The Impact of the COVID Crisis on the Innovative Potential of China’s Internet Platforms // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90. No. 6. P. 779–788. DOI: 10.1134/S1019331620060271.

17. Dolata U. University of Apple, Amazon, Google, Facebook, Microsoft. Market Concentration – Competition – Innovation Strategies. Stuttgart University. Stuttgart Institute for Social Science. SOI Discussion Paper 2017-01. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstre am/10419/152249/1/880328606.pdf (accessed: 02.11.2019).

18. Edvardsson B., Tronvoll B. How platforms foster service innovations // Organizational Dynamics. 2019. Volume 49. Issue 3. DOI: 10.1016/j.orgdyn.2019.04.007.

19. European Commission. Online Platforms. Commission Staff Working Document. SWD(2016) 172 final. Accompanying the document Communication on Online Platforms and the Digital Single Market. COM(2016). 288 final. 2016. [Электронный документ]. URL: https://ec.europa.eu/digitalsingle-market/en/news/commission-staff-working-document-online-platforms (accessed: 11.02.2019).

20. Evans P.C., Gawer A. The Rise of the Platform Enterprise. A Global Survey. The Center for Global Enterprise. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thecge.net/app/uploads/2016/01/PDF-WEB-Platform-Survey_01_12.pdf (accessed: 21.09.2019).

21. Fan L. Taobao Villages The Emergence of a New Pattern of Rural Ecommerce in China and its Social Implications. Discussion paper. Friedrich-Ebert-Stiftung. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/indonesien/15198-20180218.pdf (accessed: 12.11.2019).

22. Fijneman R. Kuperus K., Pasman J. Unlocking the value of the platform economy. Dutch Transformation Forum. KPMG N.V. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://dutchitchannel.nl/612528/dutchtransformation-platform-economy-paper-kpmg.pdf (accessed: 11.11.2019)

23. Huawei и Oxford Economics. Сопутствующий эффект цифровизации. Измерение реального воздействия цифровой экономики. Доклад. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/digital-spillover/ (accessed: 11.11.2019).

24. International Monetary Fund. Measuring The Digital Economy. The Staff Report. 2018. 48 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2018/04/03/022818-measuring-the-digital-economy (accessed: 12.02.2019).

25. International Monetary Fund-World Bank. Fintech: The Experience So Far. 2019. 73 p. [Электронный ресурс]. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/361051561641115477/pdf/Fintech-executive-summary.pdf (accessed: 08.09.2019).

26. Joint Research Centre. The 2018 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. The European Commission – Joint Research Centre. JRC113807. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. 102 p. DOI: 10.2760/131813.

27. Joint Research Centre. The 2020 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. European Commission – Joint Research Centre. JRC123317. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. DOI:10.2760/203793.

28. Kamepalli S.K., Rajan R., Zingales L. Kill Zone. National Bureau of Economic Research. Working Paper 27146. NBER Working Paper Series. 2020. 48 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27146/w27146.pdf (accessed: 08.10.2020)

29. Langley P., Leyshon A. Platform capitalism: the intermediation and capitalisation of digital economic circulation // Finance and society. 2017. Vol. 3 (1). P. 11–31.

30. LaVecchia O., Mitchell S. Amazon’s Stranglehold: How the Company’s Tightening Grip Is Stifling Competition, Eroding Jobs, and Threatening Communities. Institute for Local Self-Reliance. 2016. [Электронный ресурс]. 79 p. URL: https://ilsr.org/wp-content/uploads/2016/11/ILSR_AmazonReport_ final.pdf (accessed: 01.10.2019).

31. Lipsman A. Global Ecommerce 2019. eMarketer Report. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emarketer.com/content/global-ecommerce-2019 (accessed: 07.09.2019).

32. Newman J.M. Antitrust in Digital Markets // Vanderbilt Law Review. 2019. Vol. 72 (5). P. 1516–1517.

33. OECD. New Forms of Work in the Digital Economy. Working Party on Measurement and Analysis of the Digital Economy. DSTI/ICCP/IIS(2015)13/FINAL. 2016 [Электронный документ]. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DSTI/ICCP/IIS(2015)13/FINAL&docLanguage=En (accessed: 12.06.2019)

34. OECD. An Introduction to Online Platforms and Their Role in the Digital Transformation. Paris: OECD Publishing, 2017. 216 p. DOI: 10.1787/53e5f593-en. (accessed: 11.11.2020)

35. OECD. Vectors of Digital Transformation. OECD Digital Economy Papers. No. 273. DSTI/CDEP/GD(2017)4/ FINAL. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5ade2bba-en.pdf?expires=1571320653&id=id&accname=guest&checksum=5C01B398E81E953AA43894EE32F C57A0 (accessed: 01.08.2019).

36. Parentea R.C., Geleilateb J.-M.G., Rong K. The Sharing Economy Globalization Phenomenon: A Research Agenda // Journal of International Management. 2018. Vol. 24. P. 52–64. DOI: 10.1016/j.intman.2017.10.00.

37. Simon J.P. How to catch a unicorn. An exploration of the universe of tech companies with high market capitalisation. Institute for Prospective Technological Studies. JRC Technical Report. EUR 27822 EN. 2016. DOI: 10.2791/893975 (accessed: 17.12.2019).

38. The Census Bureau of the U.S. Department of Commerce. Quarterly Retail E-Commerce Sales. 4th Quarter 2018. CB19-25. March 13, 2019. URL: https://www2.census.gov/retail/releases/historical/ecomm/18q4.pdf (accessed: 10.09.2019).

39. UNCTAD. Digital Economy Report 2019. United Nations Conference on Trade and Development. Geneva: United Nations, 2019. 172 p.

40. Woetzel J., Seong J., Wang K.W., Manyika J., Chui M., Wong W. Digital China: Powering the Economy to Global Competitiveness. Executive Summary. McKinsey Global Institute. 2017b. 24 p. [Электронный ресурс]. URL:https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Technology%20Media%20and%20Telecommunications/High%20Tech/Our%20Insights/Digital%20China%20Powering%20the%20economy%20to%20global%20competitiveness/MGI_Digital-China_Executive-summary_Dec-2017.pdf (accessed: 11.10.2018).

41. Woetzel J., Seong J., Wang K.W., Manyika J., Chui M., Wong W. China's Digital Economy. A leading Global Force. McKinsey Global Institute. 2017a. 24 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/China/Chinas%20digital%20economy%20A%20leading%20global%20force/MGI-Chinas-digital-economy-A-leading-global-force.ashx (accessed: 15.08.2018).

42. World Bank. World Development Report 2020: Trading for Development in the Age of Global Value Chains. Washington, DC: World Bank, 2020. 289 p. DOI: 10.1596/978-1-4648-1457-0 (accessed: 11.11.2019)

43. Yue H. National Report on E-Commerce Development in China. United Nations Industrial Development Organization. Inclusive and Sustainable Industrial Development Working Paper Series. 2017. 35 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unido.org/api/opentext/documents/download/9921295/unido-file-9921295. (accessed: 01.09.2018).

44. Zhang L., Chen S. China’s Digital Economy: Opportunities and Risks, IMF Working Paper. WP/19/16. International Monetary Fund. 2019. [Электронный ресурс]. URL:https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WP/2019/wp1916.ashx (accessed: 17.09.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Данилин И.В. Инновационная трансформация крупнейших интернет-платформ: тренды и влияние на национальные инновационные системы. Международные процессы. 2020;18(4):127-142. https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.4.63.2

For citation:


Danilin I.V. Innovative Transformation of Superplatforms: trends and impact on the national innovation systems. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2020;18(4):127-142. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.4.63.2

Просмотров: 546


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)