Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Перспективы Северного морского пути и российско-американские отношения

https://doi.org/10.17994/it.2019.17.4.59.7

Аннотация

В последние десятилетия вследствие в первую очередь климатических изменений отмечается многократное возрастание международного интереса к арктическим морским маршрутам. Наибольшим потенциалом для развития среди них обладает так называемый Северный морской путь (СМП), располагающийся вдоль побережья Российской Федерации и обладающий перспективой круглогодичного судоходства между крупнейшими портами Азии и Северной Европы по значительно более короткой дистанции в сравнении с традиционными маршрутами. Его освоение происходит параллельно реализации масштабных проектов в нефтегазовой отрасли в районах, тяготеющих к СМП, которые обеспечивают ежегодный рост грузоперевозок на этом маршруте. Результаты многих исследований, однако, свидетельствуют о переоценке потенциала СМП из-за сохраняющейся большую часть навигационного периода необходимости ледокольного сопровождения. Отмечается влияние на развитие маршрута западных санкций, которые, фактически запретив шельфовые проекты, ограничили рост грузоперевозок в будущем, а также, вкупе с падением цен на нефть, снизили способность российских властей финансировать инфраструктурные проекты. Авторами рассматриваются юридические обоснования позиций России и США по остающемуся неразрешенным вопросу о правовом статусе СМП. Со стороны Соединённых Штатов Америки продолжает звучать риторика интернационализации транспортного коридора в противовес совершенно чёткой позиции Российской Федерации по приданию ему национального статуса, поскольку важнейшее значение маршрута для России связано не только с добычей и перевозкой углеводородов, но и с обеспечением национальной безопасности. Отмечается, что существующие нормы международного права, в первую очередь Конвенции ООН по морскому праву, позволяют находить доводы для защиты обеих позиций, оставляя нахождение компромиссного варианта на усмотрение сторонам спора. Отмечается, что основной задачей развития СМП для Российской Федерации должна оставаться реализация ресурсной и социально-экономической политики, в связи с чем необходима переоценка перспектив шельфовой добычи нефти и газа в долгосрочной перспективе. Авторами произведён обзор современных исследований состояния и перспектив объёмов грузоперевозок по СМП, отмечен ряд существующих проблем и возможных путей их решения. Рассмотрены точки соприкосновения США и России по СМП как по одному из важнейших аспектов государственной политики в Арктике.

Об авторах

Эдуард Галимуллин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Галимуллин Эдуард Зульфатович - аспирант Кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

Москва



Ирина Бенедык
The State University of New York at Buffalo
Соединённые Штаты Америки

Бенедык Ирина Владимировна - Ph.D., кандидат экономических наук, доцент Департамента гражданского, структурного и экологического инжиниринга Университета Буффало (США)

Буффало



Список литературы

1. Веретенников Н.П., Геращенко Л.В., Евграфова Л.Е. Реальность и перспективы развития коммуникаций Северного морского пути // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19. №2. С. 377–382. DOI: 10.21443/ 1560-9278-2016-2-377-382

2. Буник И.В., Вылегжанин А.Н., Вылегжанина Е.Н., Голицын В.В., Колосов Ю.М., Закирякоджаев Л.Д., Шилова Н.Л., Щербаков А.И. Международно-правовые основы недропользования / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М.: Норма, 2007. 528 с.

3. Гаврилов В.В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. №2 (218). С. 147–157.

4. Гудев П.А. Приоритеты США в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 9. С. 49–60.

5. Гудев П.А. Политика США в Мировом океане / П.А. Гудев // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 1. С. 106–120.

6. Загорский А.В. Международно-политические условия развития Арктической зоны Российской Федерации / Под ред. А. В. Загорского; ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2015. 304 с.

7. Загорский А.В. Россия и США в Арктике. Рабочая тетрадь № 30/2016. Российский совет по международным делам. М.: НП РСМД, 2016. 24 с.

8. Загорский А.В. Эволюция морской политики США // Международные процессы. 2012. Т. 10. № 2. С. 58–65.

9. Залывский Н.П. Северный морской путь: потенциал ожидания и реальные проблемы функционирования // Арктика и Север. 2015. №20. С. 37–57.

10. Каторин И.В. Формирование Арктической зоны РФ как фактор развития региона: постановка вопросов (на примере Архангельской области) // Арктика и Север. 2018. №31. С. 28–40. DOI: 10.17238/ issn2221-2698.2018.31.28

11. Коневских О.В. Противостояние России и США в Арктическом регионе // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. № 7. С. 61–66.

12. Коновалов А.М. Пространственное развитие Арктической зоны Российской Федерации на основе модернизации экономики России // Современные производительные силы. 2014. № 1. С. 51–64.

13. Манухин А.А. Идеологические предпосылки противоречий внешнеполитических курсов США и России в начале 2000-х гг. // Вестник БГУ. 2014. №2.

14. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН. 2011. №4. C. 108–112.

15. Пегин Н.А. Роль Камчатского транспортного узла в обеспечении экономического развития Арктической зоны РФ за счёт использования потенциала Северного транспортного коридора // Транспорт и логистика в Арктике. Альманах 2015. Вып. 1 / Под ред. С.В. Новикова. М.: ТЕХНОСФЕРА, 2015. 168 с.

16. Плисецкий Е.Е. Приоритеты развития Северного морского пути в стратегическом управлении и планировании // Арктика и Север. 2016. №22. С. 103–113.

17. Повал Л.М. Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики // Арктика и Север. 2011. № 3. С. 1–15.

18. Порфирьев Б.Н., Воронина С.А., Семикашев В.В., Терентьев Н.Е., Елисеев Д.О., Наумова Ю.В. Послед ствия изменений климата для экономического роста и развития отдельных секторов эконо мики российской Арктики // Арктика: экология и экономика. 2017. Т. 28. № 4. С. 4–17. DOI: 10.25283/2223-4594-2017-4-4-17.

19. Савойский А.Г. Совместное освоение Арктики как возможность улучшения экономических отношений между Россией и США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 2. С. 51–59.

20. Сидорова Е.А. Энергетика России под санкциями Запада // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 1(44). С. 143–155.

21. Тодоров А.А. Правовой спор между Россией и США о Северном морском пути и похожий вопрос о Северо-Западном морском пути // Арктика и Север. 2017. №29. С. 74–89. 10.17238/issn22212698.2017.29.74

22. Фененко А.В. Военно-политические аспекты российско-американских отношений в Арктике: история и современность // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. №. 2. С. 129–157.

23. Чилингаров А.Н. Россия в Арктике: возможности для международного сотрудничества в регионе и его специфика // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Аспект Пресс, 2013, С. 7–14.

24. Шабловский В.С. Отношения России и НАТО в контексте кризиса на Украине // Постсоветские исследования. 2019. №2. C. 1032–1039.

25. Beckman R.C., Henriksen T., Kraabel K., Molenaar E.J., & Roach J. (Eds.). Governance of Arctic Shipping. Leiden, The Netherlands: Brill | Nijhoff, 2017, 448 p. https://doi.org/10.1163/9789004339385

26. Benedyk I.V., Peeta S. A binary probit model to analyze freight transportation decision-maker perspectives for container shipping on the Northern Sea Route // Marit Econ Logist 20, 358–374, 2018. https:// doi:10.1057/s41278-016-0046-4

27. Brubaker R. Straits in the Russian Arctic // Ocean Development & International Law. 32. 2001. 263– 287. https://doi:10.1080/009083201750397600

28. Bunik I.V., Mikhaylichenko V.V. Legal Aspects of Navigation Through the Northern Sea Route // Environmental Security in the Arctic Ocean. NATO Science for Peace and Security Series C:

29. Environmental Security. Springer, Dordrecht, 231–239, 2013. https://doi.org/10.1007/978-94007-4713-5_22

30. Byers M. Who Owns the Arctic? Understanding the Sovereignty Disputes in the North. Vancouver, Toronto, Berkeley, 2009. 192 p.

31. Charpentier R.R., Klett T.R., Attanasi E.D. Database for assessment unit-scale analogs (exclusive of the United States): U.S. Geological Survey Open-File Report 2007-1404. 2008.

32. Conley H.A., Melino M. Maritime Passages of the Future. In: O'Donnell B., Gruenig M., Riedel A. (eds) Arctic Summer College Yearbook. Springer, 2018, 45–59 p.

33. Drewniak M., Dalaklis D., Kitada M., Ölçer A. & Ballini F. Geopolitics of Arctic shipping: the state of icebreakers and future needs // Polar Geography, 2018, 1–19 p. https://10.1080/1088937X.2018. 1455756

34. Furuichi M., Otsuka N. Proposing a common platform of shipping cost analysis of the Northern Sea Route and the Suez Canal Route // Maritime Economics & Logistics 17, 2015, 9–31 p. https://doi. org/10.1057/mel.2014.29

35. Galimullin E., Matveenko Y. The Ongoing Formation of Russia’s Arctic Policy: A New Stage? // Arctic Yearbook, 2019, 305–322 p.

36. Graham W.C. The Arctic, North America, and the World: A Political Perspective. In: Berry D.A., Bowles N., Jones H. (eds) Governing the North American Arctic. St Antony’s Series. Palgrave Macmillan, London, 2016, 13–29 p. https://doi.org/10.1057/9781137493910_1

37. Guy E., & Lasserre F. Commercial shipping in the Arctic: New perspectives, challenges and regulations // Polar Record, 52(3), 2016, 294–304 p. https://doi:10.1017/S0032247415001011

38. Heininen L. Security of the Global Arctic in Transformation – Potential for Changes in Problem Definition. In: Heininen L. (eds) Future Security of the Global Arctic: State Policy, Economic Security and Climate. Palgrave Pivot, London, 2016, 12–34 p. https://doi.org/10.1057/9781137468253_2

39. Ho J. The implications of arctic sea ice decline on shipping // Marine Policy 34(3), 2010, 713–715 p. https://doi:10.1016/j.marpol.2009.10.009

40. Kastner P. International Legal Dimensions of the Northern Sea Route. In: Keupp M. (eds) The Northern Sea Route. Springer Gabler, Wiesbaden, 2015, 39–52 p. https://doi.org/10.1007/978-3-65804081-9_3

41. Keupp M. Arctic security, sovereignty, and rights of utilization: Implications for the Northern Sea Route. In: Keupp M. (eds) The Northern Sea Route. Springer Gabler, Wiesbaden, 2015, 21–39 p. https:// doi.org/10.1007/978-3-658-04081-9_2

42. Kiiski T., Solakivi T., Töyli J., & Ojala L. Long-term dynamics of shipping and icebreaker capacity along the Northern Sea Route // Maritime Economics and Logistics, 20(3), 2018, 375–399 p. https://doi. org/10.1057/s41278-016-0049-1

43. Kirchner S. Beyond the Polar Code: Enhancing Seafarer Safety along the Northern Sea Route // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 11(3), 2018, 365–373 p. https://doi. org/10.17516/1997-1370-0230.

44. Kontorovich A.E. Ways of developing oil and gas resources in the Russian sector of the Arctic // Herald of the Russian Academy of Sciences, 2015, Vol. 85, No. 3, pp. 213–222. https://doi.org/10.1134/ S1019331615030120

45. Kryukov V., Moe A. Does Russian Unconventional Oil Have a Future? // Energy Policy, 119, 2018, 41–50 p. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2018.04.021

46. Kuchins A.C. Mismatched Partners: US-Russia Relations after the Cold War. In: Cadier D., Light M. (eds) Russia’s Foreign Policy. Palgrave Studies in International Relations Series. Palgrave Macmillan, London, 2015, 117–138 p. https://doi.org/10.1057/9781137468888_8

47. Lasserre F. & Pelletier S. Polar super seaways? Maritime transport in the Arctic: An analysis of shipowners' intentions // Journal of Transport Geography – J TRANSP GEOGR. 19, 2011, 1465–1473 p. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2011.08.006.

48. Liu, M. & Kronbak J. The potential economic viability of using the Northern Sea Route (NSR) as an alternative route between Asia and Europe // Journal of Transport Geography. 18, 2010, 434–444 p. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2009.08.004.

49. Mikkola H., Käpylä J. Russian Arctic sanctioned: western measures against Arctic oil projects do not signify the geoeconomic importance of the region // FIIA Comment 16/2014. The Finnish Institute of International Affairs, 2014.

50. Moe A. Voyage Through the North: Domestic and International Challenges to Arctic Shipping. In: Keil K., Knecht S. (eds) Governing Arctic Change. Palgrave Macmillan, London, 2017, 257–274 p. https:// doi.org/10.1057/978-1-137-50884-3_13

51. OFAC. Ukraine/Russia-related sanctions program. OFFICE OF FOREIGN ASSETS CONTROL, U.S. Department of the Treasury, 2016, p. 7. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/ Programs/Documents/ukraine.pdf (дата обращения: 19.08.2019).

52. Østreng W & Eger K.M. & Fløistad B & Jøgensen-Dahl A & Lothe L & Mejlnder-Larsen M & Wergel and T.

53. Shipping in arctic waters: A comparison of the northeast, northwest and trans polar passages, 2013. 10.1007/978-3-642-16790-4.

54. Pilyasov A.N., Kuleshov V.V. & Seliverstov V.E. Arctic Policy in an Era of Global Instability: Experience and Lessons for Russia // Regional Research of Russia, 2015, Vol. 5, No. 1, Р. 10–22. https://doi. org/10.1134/S2079970515010086

55. Rothwell D.R. The Polar Regions and the Development of International Law, Cambridge University Press, 1996, 532 p.

56. Rotnem T. Putin’s Arctic Strategy // Problems of Post-Communism, 2016, 1–17 p. http://dx.doi.org/ 10.1080/10758216.2016.1222869

57. Sergunin A., Konyshev V. Russia’s Arctic Strategy. In: Studin I. (eds) Russia. Palgrave Macmillan, London,

58. , 135-144 p. https://doi.org/10.1057/978-1-137-56671-3_13

59. Solski J. "Russia". In Russia. Leiden, The Netherlands: Brill | Nijhoff, 2017, 171–216. https://doi. org/10.1163/9789004339385_007

60. Solvang H., Karamperidis S., Valantasis- Kanellos N. & Song D.-W. An exploratory study on the Northern Sea Route as an alternative shipping passage // Maritime Policy & Management, 45:4, 2018, 495– 513 p. https://doi.org/10.1080/03088839.2018.1446104

61. Stevenson T.C. An examination of trans-Arctic vessel routing in the Central Arctic Ocean // Marine Policy, 2018, 1–7 p. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2018.11.031

62. Tanaka Y. The International Law of the Sea. Cambridge University Press, 2012, 472 p. https://doi. org/10.1017/CBO9781139946261

63. Wang N. Arctic security–an equation with multiple unknowns // Journal of Military and Strategic Studies, 15(2), 2013, 16–30 p.

64. Yumashev D., van Hussen K., Gille J., Whiteman G. Towards a balanced view of Arctic shipping: estim ating economic impacts of emissions from increased traffic on the Northern Sea Route // Climatic Change,

65. , 143–155 p. https://doi.org/10.1007/s10584-017-1980-6

66. Zellen B. Arctic Doom, Arctic Boom: The Geopolitics of Climate Change in the Arctic, 2009, 233 p.


Рецензия

Для цитирования:


Галимуллин Э., Бенедык И. Перспективы Северного морского пути и российско-американские отношения. Международные процессы. 2019;17(4):115-134. https://doi.org/10.17994/it.2019.17.4.59.7

For citation:


Galimullin E., Benedyk I. Northern Sea Route in the Context of Russian-American Relations. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2019;17(4):115-134. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/it.2019.17.4.59.7

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)