Preview

Почему вторичные санкции эффективны? Опыт принудительных мер властей США против американского и зарубежного бизнеса

https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.3.58.2

Аннотация

Статья посвящена проблеме эффективности экономических санкций, которые в возрастающей степени используются в качестве инструмента внешней политики. Она выходит за рамки традиционного подхода, в котором эффективность оценивается с точки зрения изменения политического курса страны-цели под влиянием санкций. Вместо привычной связки «государство–государство» автор исследует влияние санкций на поведение бизнеса, то есть рассматривает их эффективность в связке «государство–бизнес». На опыте США по применению вторичных санкций против американского и зарубежного бизнеса поднимаются два исследовательских вопроса. Первый: почему бизнес нарушает санкции? являются ли такие нарушения преднамеренными или случайными? Второй: как влияют на соблюдение санкционных законов вторичные санкции (штрафы)? Меняют ли они поведение бизнеса в сторону лояльности к американским властям, или компании продолжают нарушать «правила игры»? Исследовательские гипотезы предполагают, что нарушение бизнесом режимов санкций имеет рациональную мотивацию: он действует преднамеренно с целью максимизации прибыли. Однако штрафы, порождающие риск ещё более значительных потерь, склоняют к соблюдению санкций. Для проверки гипотез на основе материалов расследований Минфина США создана база данных, в которой отражено 205 случаев применения штрафных мер властями США против бизнеса за последние 10 лет (2009–2019). База данных состоит из 73 переменных. Полученные данные обработаны методами частотного анализа. Проведённая работа не подтвердила гипотезу о преднамеренном характере нарушений со стороны бизнеса. Такие нарушения присутствуют, но они не являются преобладающей практикой. Вторая гипотеза подтверждена: компании существенно меняют своё поведение в сторону соблюдения режимов санкций. Исследование даёт принципиально новую картину эффективности санкций США как мирового лидера по числу случаев их применения. В отличие от связки «государство–государство» в связке «государство–бизнес» они показывают высокую эффективность.

Об авторе

Иван Тимофеев
МГИМО МИД России, Институт психологии РАН
Россия

Тимофеев Иван Николаевич - кандидат политических наук, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД)

Москва



Список литературы

1. Bapat N.A., Heinrich T., Kobayashi Y., Morgan C. Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data // International Interactions. 2013. Vol. 39. P. 79–98.

2. Darsey J., Stulberg A. Deaf Ears and the U.S.-EU-Russia Sanctions Tangle: Contending Strategic Discourses and Mutual Emboldenment // Bulletin of International Organizations. 2019. Forthcoming.

3. Drezner D. The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. New York: Cambridge University Press, 1999. 342 p.

4. Drezner D. Targeted Sanctions in a World of Global Finance // International Interactions. 2015. Vol. 41. P. 755–764.

5. Early B., Preble K. Enforcing Economic Sanctions: Analyzing How OFAC Punishes Violators of U.S. Sanctions. 2018. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3306653

6. Forrer J. Secondary Economic Sanctions: Effective Policy or Risky Business? Atlantic Council: Economic Sanctions Initiative, 2018. URL: https://www.atlanticcouncil.org/images/publications/Secondary_ Sanctions_WEB.pdf

7. Giumelli F. The Purposes of Targeted Sanctions // Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action / ed. by T. Beirsteker, S. Eckert, M. Tourihno. New York: Cambridge University Press, 2016. P. 38–60.

8. Grauvogel J., Soest Ch. Von. Claims to Legitimacy Count: Why Sanctions Fail to Instigate Democratization in Authoritarian Regimes // European Journal of Political Research. 2014. Vol. 53. P. 635–653.

9. Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington DC: Peterson Institute for International Economics, 2009. 233 p.

10. Jaeger M.D. Coercive Sanctions and International Conflicts. London and New York: Routledge, 2018. 254 p.

11. Jazairi I. Report of the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights. United Nations General Assembly Human Rights Council Thirty Session, 2015. 18 p.

12. Jazairi I. Report of the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights on his mission to the Syrian Arabic Republic. United Nations General Assembly Human Rights Council Thirty-sixth session, 2018. 14 p.

13. Moehr O. Secondary Sanctions: A First Glance. Atlantic Council, 2018. URL: https://www.atlanticcouncil. org/blogs/econographics/ole-moehr-3

14. Neuenkirch M., Neumeier F. The Impact of UN and US Economic Sanctions on GDP Growth // European Journal of Political Economy. 2015. Vol. 40. P. 110–125.

15. Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. 1997. Vol. 22. No. 2. P. 90–136.

16. Rosenberg E., Goldman Z., Drezner D., Solomon-Strauss J. The New Tools of Economic Warfare. Effects and Effectiveness of Contemporary U.S. Financial Sanctions. Centre for a New American Security, 2016. 74 p.

17. Tourinho M. Towards a World Police? The Implications of Individual Targeted Sanctions // International Affairs. 2015. Vol. 91. No. 6. P. 1399–1412.

18. Zarate J. Treasury Wars. The Unleashing of a New Era of Financial Warfare. New York: Public Affairs, 2013. 488 p.

19. Тимофеев И.Н. Европа под огнём вторичных санкций США: Специальный доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» для Петербургского международного экономического форума, 2019. URL: http://ru.valdaiclub.com/files/27298/


Рецензия

Для цитирования:


Тимофеев И. Почему вторичные санкции эффективны? Опыт принудительных мер властей США против американского и зарубежного бизнеса. Международные процессы. 2019;17(3):21-35. https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.3.58.2

For citation:


Timofeev I. Why Do Secondary Sanctions Work? United States Government versus American and International Business. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2019;17(3):21-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2019.17.3.58.2

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)