Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Культура, наука, дипломатия: перспективы практико-ориентированного подхода

https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.13

Аннотация

В статье рассматриваются основы междисциплинарной культуроцентричной методологии. Выделяются ключевые для данной методологии понятия «культура», «ценность» и «практика» и анализируется их соотношение и взаимосвязанность. Перспективы основанной на них методологии оцениваются с точки зрения её использования в исследованиях национальных культур, науки как культуры особого рода, дипломатического сообщества, которое также может рассматриваться как носитель своеобразной культуры. Оценивается соотношение понятий «культура» и «практика», с одной стороны, и «парадигма», в изначальном куновском понимании – с другой, обосновывается возможность использования последнего за пределами исследований научной деятельности. На предмет расширения поля применения анализируются методологии исследователей, представляющих постпозитивистскую философию науки, – И. Лакатоса, П. Фейерабенда, социологию науки – Н. Гильберта, М. Малкея, социальную психологию науки – А. Митрофа. Три последних автора рассматриваются как пример преодоления проблемы внутренней противоречивости культур. Метод Гильберта и Малкея заключался в разведении в зависимости от контекста применения дискурсивных практик, формирующих различные репертуары. Метод Митрофа – в использовании психоаналитического представления об амбивалентности личности, позволяющего предположить, что каждой принимаемой индивидом норме соответствует противоположная норма, которая позволяет гибко выстраивать поведение в зависимости от ситуации. При этом особенности той или иной культуры заключаются именно в формах, в которых зафиксированы данные нормы и которые позволяют использовать их, несмотря на противоречия, или же, наоборот, делают невозможным такое использование в отношении какой-либо нормы. В статье делается акцент на том, что данные подходы, выработанные преимущественно в пределах философии, социологии и психологии науки, могут быть успешно использованы в исследовании культур других сообществ. В качестве примера возможной сферы приложения этой методологии приводится дипломатическое сообщество, которое с позиций куновской теории может рассматриваться как сообщество «переводчиков», осуществляющих коммуникацию между несоизмеримыми мировоззрениями, для чего необходимо формирование новой «парадигмы».

Об авторах

Алексей Шестопал
МГИМО МИД России
Россия

Шестопал Алексей Викторович – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии им. А.Ф. Шишкина МГИМО МИД России

Москва



Владимир Коннов
МГИМО МИД России
Россия

Коннов Владимир Иванович – кандидат социологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой философии им. А.Ф. Шишкина МГИМО МИД России

Москва



Список литературы

1. Байков А.А. «Золотой стандарт» подготовки международника и эффективность внешней политики // Вестник МГИМО-Университета. 2016. №1. С. 70–83.

2. Балышев А.В., Коннов В.И., Харкевич М.В. Ценностные ориентиры экспертов РФФИ: Опыт когнитивного картирования // Социологические исследования. 2014. №4. С. 94–106.

3. Богатуров А.Д. Понятие экономической политологии и особенности её проблемного поля в России // Полис. 2011. №4. С. 8–19.

4. Дёмина Н.В. Мертоновская концепция этоса науки: в поисках социальной геометрии норм // Этос науки / Под ред. Л.П. Киященко, Е.З. Мироской. М.: Academia, 2008. С. 144–165.

5. Додельцев Р.Ф. Введение в науку о науке: философия, психология и социология познания: В 3 ч. Ч. 3: Культура, познание, личность. М.: МГИМО-Университет, 2014. 208 с.

6. Зонова Т.В. Дипломатическая специфика межкультурных аспектов коммуникации в условиях глобализации // Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. М.: ООО «Проспект», 2017. С. 170–194.

7. Истомин И.А., Байков А.А. Сравнительные особенности отечественных и зарубежных научных журналов // Международные процессы. 2016. №2. С. 114–140.

8. Качанов Ю.Л. Истина и политический контекст в научных практиках социологов // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 14–22.

9. Коннов В.И., Репина М.И. Эволюция моделей университетского управления: от «studium generale» до «предпринимательского университета» // Международные процессы. 2015. № 40. С. 35–47.

10. Коннов В.И., Юревич М.А. Стандартные отклонения: российские учёные в зеркале норм и контрнорм научной деятельности // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 96–109.

11. Кравченко С.А. Социологическое знание через призму «стрелы времени». М.: МГИМО-Университет, 2015. 344 с.

12. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. 320 с.

13. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: АСТ, 2003. 384 с.

14. Лебедева М.М., Барабанов О.Н. Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №6. С. 265–269.

15. Практическая психология для дипломатов / Под ред. Р.Ф. Додельцева. М.: МГИМО-Университет, 2011. 508 с.

16. Райнхардт Р.О. Экономическая дипломатия ведущих европейских стран. М.: МГИМО-Университет, 2016. 260 с.

17. Силантьева М.В. Проблема «культурных границ» в современном мире: ценностный аспект // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2. С. 235–239.

18. Силантьева М.В., Глаголев В.С., Тарасов Б.Н. Философия межкультурной коммуникации // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 2 (49). С. 64–76.

19. Торкунов А.В., Панов А.Н. (ред.) Дипломатическая служба. М.: Аспект Пресс, 2017. 352 с.

20. Фейерабенд П. Против метода. М.: АСТ, 2007. 416 с.

21. Шестопал А.В., Коннов В.И. Практическая эпистемология: роль рецензирования в организации научной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1. С. 198–207.

22. Шиповалова Л.В. Научная объективность как проблема субъекта. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2014. 285 с.

23. Ширин С.С. Внешнеполитические факторы формирования научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. 224 с.

24. Юревич А.В. Имеет ли наука национальные особенности? // Психологический журнал. 2015. №1. С. 123–132.

25. Adler E., Pouliot V. International practices // International theory. 2011. Vol. 3. No. 1. P. 1–36.

26. Epstein M. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism & Contemporary Russian Culture. Amherst: University of Massachusetts Press, 1995. 416 p.

27. Gilbert G., Mulkay M. Opening Pandora’s box. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 212 p.

28. Hofstede G. Culture’s Consequences. London: Sage, 2001. 616 p.

29. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. New York: McGraw-Hill, 2010. 576 p.

30. Kroeber A., Kluckhohn C. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambridge: Harvard University Printing Office, 1952. 246 p.

31. Kuhn T. The Essential Tension. Chicago: University of Chicago Press, 1977. 366 p.

32. Mitroff I. Subjective Side of Science. Seaside: Intersystems Publications, 1983. 329 p.

33. Zonova T. Diplomatic Cultures: Comparing Russia and the West in Terms of a ‘Modern Model of Diplomacy’ // The Hague Journal of Diplomacy. 2007. P. 1–23.


Рецензия

Для цитирования:


Шестопал А., Коннов В. Культура, наука, дипломатия: перспективы практико-ориентированного подхода. Международные процессы. 2018;16(3):214-224. https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.13

For citation:


Shestopal A., Konnov V. Culture, Science, Diplomacy: Prospects of Culture-Centric Research. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2018;16(3):214-224. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.13

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)