Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Информационный суверенитет и вмешательство во внутренние дела в российско-американских отношениях

https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.10

Аннотация

Цель статьи – проанализировать роль информационной повестки дня на фоне обострения российско-американских отношений середины 2010-х годов в свете взаимных обвинений во вмешательстве во внутриполитические процессы. Повсеместное распространение информационных технологий оказало заметное влияние на политические процессы. В первую очередь этот эффект обусловлен активизацией коммуникации между властью и гражданским обществом. Приоритетное значение приобрела проблематика информационной безопасности. Она имеет непосредственное отношение к защите государственного суверенитета, поскольку вмешательство в этот процесс отражается на общественной поддержке политических деятелей на выборах и между ними. Проблематика внешнего вмешательства во внутренние дела рассматривается в контексте политических подходов к регулированию информации. Американский опыт регулирования информационной сферы заслуживает особого внимания, учитывая, что именно в этой стране находился центр информационно-технологической революции. После периода проб и ошибок был предложен и реализован политический подход, гарантирующий индивидам равные возможности в области производства и потребления информации – нейтральность сети. При этом примечательно, что подобный принцип можно экстраполировать и на внешнеполитические действия Соединённых Штатов. Иными словами, препятствия, не позволяющие США свободно распространять информацию в мире, воспринимаются Вашингтоном как угроза. Российский подход основывается на более консервативных правовых традициях. Особенностью отечественной политики выступает секьюритизация не только сохранности инфраструктуры, но и соответствия содержания распространяемой внутри страны информации установленным стандартам. Принятое в России законодательство устанавливает достаточно жёсткие нормы регулирования информационной сферы, включающие запрет на доступ к некоторым интернет-ресурсам, а также широкие полномочия специальных служб в области доступа к конфиденциальным данным. Противоречия между Россией и США в защите государственного суверенитета в информационную эпоху наиболее ярко проявляются в проблеме вмешательства в президентские выборы. Под взаимными обвинениями в такого рода деятельности в России и в Соединённых Штатах понимаются принципиально разные вещи, а действия, которые в Соединённых Штатах считаются правомерными для защиты суверенитета, воспринимаются как угроза в России – и наоборот.

Об авторе

Павел Шариков
Институт США и Канады РАН
Россия

Шариков Павел Александрович – кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН; доцент кафедры региональных проблем мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

Москва



Список литературы

1. Батуева Е.В. К определению национальной киберстратегии // Международные процессы. 2014. Т. 12. №1–2 (36–37). C. 117–127.

2. Гоним В. Революция 2.0 СПб.: Лениздат, 2012. 352 с.

3. Ефремов А.А. Формирование концепции информационного суверенитета государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 201–215.

4. Зиновьева Е.С. Перспективные тенденции формирования международного режима по обеспечению международной безопасности // Вестник МГИМО-Университета. 2016. №4 (49). C. 235–247.

5. Ленин В.И. Советы постороннего // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 34. 1969. 619 с.

6. Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М., 2006. 140 с.

7. Рогов С.М., Рогова Н.В. Выборы 2016 года в США: итоги и перспективы (часть первая) // США– Канада: экономика, политика, культура. 2017. №1 (565). С. 17–31.

8. Смирнов А., Стрельцов А. Российско-американское сотрудничество в области международной инфор мационной безопасности: предложения по приоритетным направлениям // Международная жизнь. 2017. № 11. С. 71–81.

9. Стихин А.Е. Глобальные интернет-сервисы в структуре инструментов американской внешней политики // Международные процессы. 2014. Т. 12. №1–2 (36–37). C. 105–116.

10. Татарченко Е.И. Воздушный флот Британской Империи. М.: Военный вестник, 1923. 80 с.

11. Bell D. (1973). The coming of Post-Industrial Society: A venture in Social Forecasting. New York. 508 p. Bolton J. How Barack Obama is endangering our national sovereignty. 2010 Encounter Books. 48 p.

12. Krasner S. Sovereignty: organized hypocrisy. Princeton New Jersey: Princeton University Press, 1999. 275 p.

13. Wu T. Network Neutrality, Broadband Discrimination. Journal of Telecommunications and High Technology Law, Vol. 2. 2003. 141 p. DOI: 10.2139/ssrn.388863

14. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: PublicAffairs, 2005. 191 p.

15. Ruijgrok K. From the web to the streets: internet and protests under authoritarian regimes. DEMOCRATIZATION, Volume 24, 2017 – Issue 3. Pages 498-520 doi.org/10.1080/13510347.201 6.1223630

16. Teschke B. The myth of 1648, Class, Geopolitics, and the Making of Modern International Relations. 2003. Toffler A. The Third Wave. Morrow, New York. 1980. 560 p.


Рецензия

Для цитирования:


Шариков П. Информационный суверенитет и вмешательство во внутренние дела в российско-американских отношениях. Международные процессы. 2018;16(3):170-188. https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.10

For citation:


Sharikov P. Information Sovereignty and Interference in Domestic Affairs in Russian-American Relations. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2018;16(3):170-188. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2018.16.3.54.10

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)