МУСУЛЬМАНЕ НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ. ОТ ЧИСЕЛ К ЗНАЧЕНИЯМ
https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.3.78
Аннотация
Статья посвящена демографическим изменениям в мусульманских общинах Западных Балкан. Основой исследования стали материалы новейших (2021-2024 гг.) переписей населения, проведенных во всех странах и территориях региона, кроме Боснии и Герцеговины. По обновленным данным, общее число мусульман изучаемого региона составляет треть от всего населения. При этом численность местных общин неуклонно сокращается. Восходящий тренд по количеству мусульман продемонстрировали только Северная Македония и Черногория. Сокращение исповедующих ислам в регионе происходит на фоне общей депопуляции Балкан. Особо активная потеря мусульманского населения пришлась на последнее десятилетие. Промежуточные итоги позволяют пересмотреть прогнозы относительно численности мусульман в изучаемых странах к 2050 г. со всеми потенциальными социальными, экономическими, культурными и политическими последствиями. На данном этапе они представляются чрезмерно оптимистичными. Параллельно с этим процессом в регионе идет сокращение численности общин других ведущих конфессий, в частности христианской. Помимо демографических тенденций, исследование сфокусировано на проблеме современного (само)позиционирования балканского ислама в более широком европейском контексте. Проведенный анализ позволил уточнить рубежи исламского «ренессанса» на Западных Балканах. Неопределенность нынешнего статуса ранее «автохтонного» для Европы балканского ислама продиктована изменениями ее собственной социально-демографической структуры в течение последнего десятилетия в ходе миграции и последующей интеграции большого числа мусульман с Ближнего Востока. С учетом этой трансформации выделены отличительные черты балканского ислама в сравнении с европейским: четкая приверженность идее светского государства – это общественный консенсус во всех балканских социумах; устройство жизни местных религиозных общин (многие из них стали относительным или абсолютным религиозным большинством); еще не забытый ныне живущими поколениями уникальный опыт масштабной и глубокой секуляризации; сравнительно высокий показатель «социологических мусульман» – по происхождению собственному или семьи, но не по регулярной религиозной практике.
Об авторах
ЕЛЕНА ПОНОМАРЕВАРоссия
ЕЛЕНА АРЛЯПОВА
Россия
Список литературы
1. Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Ближневосточная «экспансия» на Балканы // Современная Европа. 2024. № 5. С. 126–136. DOI: 10.31857/S0201708324050103
2. Безрученко В.И. «Отец бошнякской нации»: личность и политика президента Боснии и Герцеговины Алии Изетбеговича // Славянский альманах. 2023. № 3–4. С. 133–170. DOI: 10.31168/20735731.2023.3-4.07
3. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990–2000). М.: Русское право, 2001. 720 с.
4. Малешевич А.В. Динамика проевропейского консенсуса на постъюгославском пространстве // Международные процессы. 2023. Т. 21. №3. С. 143–160. https://doi.org/10.17994/IT.2023.21.3.74.8
5. Пономарева Е.Г, Арляпова Е.С. Западные Балканы в преддверии и ходе текущего кризиса: Игроки и фигуры. М.: Проспект, 2024. 320 с.
6. Попадьева Т.И. Религиозный фактор формирования гражданской идентичности в Северной Македонии // Обозреватель-Observer. 2021. №10 (381). С. 54–66. https://doi.org/10.48137/20742975_2021_10_54
7. Пророкович Д. Депопуляция Балкан: как опустошается периферия ЕС // Современная Европа. 2023. № 6. С. 71–80. DOI: 10.31857/S0201708323060074
8. Свистунова И. Балканская политика Турции: роль этно-конфессиональных меньшинств // Современная Европа. 2020. № 4. С. 61–71. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420206171
9. Силаев Н., Сафранчук И. Симбиоз и соперничество: динамика российско-турецких отношений в перспективе теории международного статуса // Международные процессы. 2023. № 21(3). С. 86–102. DOI: https://doi.org/10.17994/2023.21.3.74.6
10. Факты о Югославии / под ред. М. Шпилевича. Белград: Югославская ревиа, 1985. 136 с.
11. Энтина Е.Г., Синопальников Н.С. (2020) Фактор арабо-мусульманского мира в развитии стран бывшей Югославии и Албании // Современная Европа. 2020. № 2. С. 131–142. DOI: http://dx.doi. org/10.15211/soveurope22020131142
12. Bougarel X. Balkan Islam as ‘European Islam’: Historical Background and Present Challenges // Islam und Muslime in (Südost) Europa im Kontext von Transformation und EU-Erweiterung / ed. by C. Voss, J. Telbizova-Sack. München: Otto Sagner, 2010. P. 15–31.
13. Heffelfinger C. Radical Islam in America. Salafism’s Journey from Arabia to the West. Dulles: Potomac Books, 2011. 182 p.
14. Koppa M.E. Turkey, Gulf States and Iran in the Western Balkans: more than the Islamic factor? // Journal of Contemporary European Studies. 2021. Vol. 29. № 2. P. 251–263. DOI: https://doi.org/ 10.1080/14782804.2020.1754769
15. Pantić D. Religioznost građana Jugoslavije // Jugoslavija na kriznoj prekretnici / L. Baćević. Beograd: Institut društvenih nauka, 1991. S. 241–257.
16. Sheikh N.S. The New Politics of Islam. Pan-Islamic Foreign Policy in a World of States. London; New York: Routledge Curzon, 2003. 220 p.
Рецензия
Для цитирования:
ПОНОМАРЕВА Е., АРЛЯПОВА Е. МУСУЛЬМАНЕ НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ. ОТ ЧИСЕЛ К ЗНАЧЕНИЯМ. Международные процессы. :1-18. https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.3.78
For citation:
PONOMAREVA E., ARLYAPOVA E. MUSLIMS IN THE WESTERN BALKANS. FROM NUMBERS TO MEANINGS. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. :1-18. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.3.78