Региональные университеты перед выбором? Между Сциллой глобализации и Харибдой локализации
https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.2.49.10
Аннотация
Статья освещает дилеммы, с которыми сталкиваются современные университеты как образовательные, исследовательские и социальные институты. Базовые условия их развития задаются двумя доминирующими процессами: интернационализацией образования и исследовательской деятельности и локализацией, поворотом университета к сообществу, городскому или региональному, с которым он связан непосредственными практиками жизнедеятельности. Стимулы, формируемые этими процессами, не обязательно однонаправленны и, соответственно, требуют от вузов формулирования стратегии реагирования на внешние вызовы. Выработка их политики обусловлена ответом на ряд вопросов. Среди них вопрос о том, ведёт ли вовлечение национальных университетов разных стран в упомянутые разнонаправленные процессы к формированию схожих или различных стратегий развития? Насколько велика свобода выбора для вузов в современных условиях? Как она воспринимается и как реализуется в практике конкретных учебных заведений России и зарубежных стран? Какую роль в их выборе играет институциональная и ресурсная среда, окружающая университеты? Исследование выполнено на основании сравнительно-ориентированного анализа конкретных случаев: опыт регионального российского классического университета (Пермского государственного национального исследовательского университета) сопоставляется с практикой институциональных изменений и стратегий развития западных и российских университетов. Выявлено, что для отечественных вузов (особенно региональных НИУ) характерна слабость стратегической рефлексии – выбор приоритетов оказывается случайным, а институциональная трансформация несистемной. Если в Западной Европе два процесса поддерживают друг друга, при том что интернационализация (вкупе с коммерциализацией) выступает в качестве ведущего тренда, то в России явно наличествующее стремление к интернационализации и коммерциализации меньше стимулирует освоение университетами окружающих пространств. Хотя и российские, и европейские университеты сталкиваются со схожими вызовами глобального мира, разность институциональной и ресурсной среды при относительно схожих процессах институциональной трансформации не обязательно приводит к похожим результатам. Российские университеты оказываются вынужденными не просто догонять, но выбирать навязанную им стратегию выживания.
Ключевые слова
Об авторах
Константин СулимовРоссия
Сулимов Константин Андреевич - кандидат политических наук, доцент Кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета
Пермь
Надежда Борисова
Россия
Борисова Надежда Владимировна - кандидат политических наук, доцент Кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета
Пермь
Лидия Бородина
Россия
Бородина Лидия Станиславовна - магистрант по направлению «Международные отношения» Историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета
Пермь
Список литературы
1. Борисова Н., Сулимов К. Университетское сообщество между глобальностью и локальностью: Вызовы и ответы // Политическая наука. 2015. №3. С. 138-149.
2. Галичинин В. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС. 2015. 59 c.
3. Голубев С., Пунина К., Смирнов В., Фадеева Л. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) // Ars administrandi. 2013. №4. С. 102-116.
4. Куприянова-Ашина В., Чанг Жу. 2013. Интернационализация высшего образования. Российские подходы // Международные процессы. Т. 11. № 2(33). С. 85-94.
5. Обзор систем образования стран ОЭСР. Система образования Финляндии: успехи школьного обучения и «третья роль» университетов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. URL: https://www.hse.ru/data/2010/03/05/1231448480/OECD_8_12.pdf
6. Соломин В.П., Громова Л.А. Управление структурными подразделениями университета в условиях реструктуризации // Высшее образование в России. 2014. №12. С. 19-24.
7. Фадеева Л., Пунина К. Университет в региональной публичной политике: российские практики в сравнительной перспективе // Политическая наука. 2015. №3. С. 150-160.
8. Charlier J. Louvain-la-Neuve, Belgium, from campus to new town. // GeoJournal. 1977. No. 1(4). P. 47-55. doi:10.1007/BF00845202
9. DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // American Sociological Review. 1983. No. 48(2). P. 147-160.
10. Gallo R., Davis R. The Impact of Town–Gown Relationships on the Sustainability of African American Communities: An Examination of the Role of HBCUs // Journal of African American Studies. 2008. No. 13. P. 509-523.
11. Gavazzi S., Fox M. A Tale of Three Cities: Piloting a Measure of Effort and Comfort Levels within Town-Gown Relationships // Innovative Higher Education. 2015. №40(3). P.189-199. doi:10.1007/s10755014-9309-0
12. Hayhoe R., Li J. Institutional Diversity in Chinese Higher Education // International Higher Education. 2012. No. 66. P. 22-24. URL: http://ejournals.bc.edu/ojs/index.php/ihe/article/view/8592/7724
13. King C. The Decline of International Studies. Why Flying Blind Is Dangerous // Foreign Affairs. 2015. No. 94. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/decline-international-studies
14. Lawrence U. & Sharma S. Commodification of education and academic labour—using the balanced scorecard in a university setting // Critical Perspectives on Accounting. 2002. No. 13. P. 661-667.
15. Lowman R. Leading the 21st-Century College and University: Managing Multiple Missions and Conflicts of Interest in Higher Education // The Psychologist-Manager Journal. 2010. No.13(4). P. 237-243.
16. Panova A. Governance Structures and Decision Making in Russian Higher Education Institutions // Problems of Economic Transition. 2008. No. 50. P. 65-82.
17. Parker L. University Corporatization: Driving redefinition // Critical Perspectives on Accounting. 2011. No. 22. P. 434-450.
Рецензия
Для цитирования:
Сулимов К., Борисова Н., Бородина Л. Региональные университеты перед выбором? Между Сциллой глобализации и Харибдой локализации. Международные процессы. 2017;15(2):150-167. https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.2.49.10
For citation:
Sulimov K., Borisova N., Borodina L. Regional Universities Facing Dilemma? Between Scylla of Globalization and Charybdis of Localization. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2017;15(2):150-167. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.2.49.10