Транснационализация неправительственных организаций
https://doi.org/10.17994/IT.2016.14.4.47.3
Аннотация
Цель статьи заключается в том, чтобы объяснить взаимосвязь между расширением сфер деятельности НПО и особенностями эволюции Организации Объединенных Наций. Теоретическая новизна работы состоит в выявлении трех элементов неформальной управленческой структуры ООН и объяснении процесса транснационализации деятельности НПО. Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических опросов методом полуструктурированного интервью, а также консультативных бесед, проведенных в 2013–2015 годах и в 2016 году. В числе 38 экспертов представлены руководители и сотрудники неправительственных организаций с консультативным статусом при ЭКОСОС, служащие и интерны ООН, лица, работающие в органах ООН в личном качестве, дипломаты, исследователи. Авторы статьи приходят к выводам о том, что предоставление НПО консультативного статуса при ЭКОСОС не только выступило фактором формирования их международной правосубъектности, но и создало условия для международной институционализации всего неправительственного сектора. ООН, осуществляя волю государств-членов,приняла на себя функцию содействия развитию НПО и предоставила им площадки и каналы выхода на международную арену, в результате чего они консолидировались в отдельный класс международных субъектов. Вследствие эффекта бумеранга, описанного М. Кек и К. Сиккинг, НПО стали оказывать обратное влияние на государства, а также на саму ООН, в частности, инициировать расширение сферы ее интересов, влиять на формирование так называемых идей ООН, подключаться к программам и проектам по всем направлениям деятельности. В результате в ООН наряду с «формальным управленческим треугольником», образуемым Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Секретариатом, сложился «неформальный управленческий треугольник» вершины которого образуют: первую – государства-члены, вторую – органы ООН и третью – НПО, обладающие консультативным статусом при ЭКОСОС, а также другие негосударственные акторы. При явной институтуциональной слабости этой третьей вершины, в плане своего влияния она обладает серьезными возможностями и, в частности, служит каналом, обеспечивающим воздействие транснациональных игроков на систему ООН.
Ключевые слова
Об авторах
Александр КутейниковРоссия
Кутейников Александр Евгеньевич - кандидат политических наук, доцент Кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета
Санкт-Петербург
Елена Москальчук
Россия
Москальчук Елена Игоревна - ассистент Кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бояшов А. С., Кутейников А. Е. Роль Европейского суда по правам человека в формировании и воспроизводстве глобальных социальных групп // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. 2014. № 3. С. 145-152.
2. Джантаев Х. М. К вопросу об определении понятия «международная неправительственная организация» //Актуальные проблемы современного международного права. Материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. П. Блищенко. М.: РУДН, 2014. С. 292-304.
3. Казанский П. Е. Всеобщие административные союзы государств. Т. 3. Одесса: Новороссийский императорский университет, 1897. 573 с.
4. Кузнецова Е. В. Эволюция консультативного статуса международных неправительственных организаций при Экономическом и Социальном Совете ООН // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2001. № 3. С. 27-31.
5. Москальчук Е. И. Социальное содержание процесса «НПОизации» международной сферы // Общество: социология, психология, педагогика. № 1, 2016. С. 43-47.
6. Цыганков П. А. Негосударственные участники мировой политики // Обозреватель-Observer. 2013. № 9. С. 5-17.
7. Annuaire de la vie international1908-1909. Bruxelles: Office Central des Institutions Internationales, Institut International de Bibliographie; Monaco: Institut International de la Paix, 1909. 1380 p.
8. Approaches to Gramsci. London: Writers and Readers. 1982. 223 p.
9. Beyond NGO-ization: the development of social movements in Central and Eastern Europe. London: Ashgate, 2013.280p.
10. Carey H. F. Privatizing the Democratic Peace: Policy Dilemmas of NGO Peacebuilding. London; New York: Palgrave Macmillan. 2012.283 p.
11. Clapham A. Non-State Actors // International Human Rights Law. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 561-582.
12. Cox R.W. Gramsci, hegemony and international relations // Gramsci, Historical Materialism and International Relations. Cambridge: Cambridge University Press. 1993. P. 49-70.
13. Critical mass: The emergence of global civil Society. Waterloo ON: Wilfrid Laurier University Press, 2008. 289 p.
14. Davies T. NGOs. A New History of Transnational Civil Society. London: Hurst &Company. 2013. 181 p.
15. Evaluating Transnational NGOs. Legitimacy, Accountability, Representation. Basingstok, New York: Palgrave Macmillan, 2010. P. 420-426.
16. Guide to the English School in International Studies. Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2014. 246 p.
17. Casini L. Global Hybrid Public-Private Bodies: The World Anti-Doping Agency (WADA) // International Organizations Law Review. 2009. N 6. P. 421-446.
18. Gramsci A. Prison Notebooks.Vol. I-III. NewYork: ColumbiaUniversityPress, 2011.
19. Guide to the English School in International Studies. Malden; Oxford: Wiley Blackwel, 2014. 246 p.
20. Hudson A. NGOs’ transnational advocacy networks: from “legitimacy” to “political responsibility”? // Global networks. 2001. N 4. P. 331-352.
21. International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 14. S. l.: Macmillan; Free Press, 1968. 586 p.
22. Jolly R., Emmerij L., Weiss T. D. UN Ideas That Changed the World. Bloomington; Indianapolis. 2009. 309 p.
23. Kamat S. The Privatization of Public Interest: Theorizing NGO Discourse in a Neoliberal Era // Review of International Political Economy. 2004. N 11 (1) (February). P. 155-176.
24. Katz H., Anheier H. Global connectedness: The structure of transnational NGO networks //Global civil society. №. 6. 2005. P. 240-265.
25. Keck M., Sikkink K. Transnational advocacy Networks in international and regional Politics // International Social Science Journal. Volume 51, Issue 159 March. 1999.P. 89-101.
26. Koffi Ehui B. Qu’est-ce qu’une O.N.G.? Paris: L’Harmattan. 2014. 161 р.
27. Lang S. NGOs, civil society, and the public sphere. Cambridge: Cambridge University Press. 2012.198p.
28. Martens K. Mission Impossible. Defining Nongovernmental Organizations // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organisations. Vol. 13, N. 3, September. 2002. P. 271-285.
29. Martens K. NGOs and the United Nations. Institutionalization, Professionalization and Adaptation. Palgrave Macmillan, 2005. 199 p.
30. Missoni E., Daniele A. Management of International Institutions and NGOs. Frameworks, practices and challenges. Abingdon; NewYork: Routledge, 2014. 442 p.
31. Nelson P. J. Internationalising economic and environmental policy: Transnational NGO networks and the World Bank's expanding influence // Millennium Journal of International Studies. Vol. 25. 1996. №. 3. P. 605-633.
32. NGO diplomacy: The influence of nongovernmental organizations in international environmental negotiations. Cambridge; London: MIT Press, 2008.243 p.
33. NGO Involvement in International Governance and Policy: Sources of Legitimacy.Leiden:Brill, 2007. 231 p.
34. Nikitina, Y. Measuring the efficiency of regional institutions in eurasia: Is there a role for public diplomacy? // Russian Politics and Law. 2012. 54 (5-6), pp 477-493.
35. Pishchikova К. The Promise of Transnational NGO Dialogue: The Argument and the Challenges // Cambridge Review of International Affairs. Vol. 19. 2006, N 1. P. 49-61.
36. Regulatory Hybridization in the Transnational Sphere. Leiden: Brill, 2013. 306 р.
37. Ripinsky S., Van den Bossche P. NGO Involvement in International Organizations.A Legal Analysis. Brill, 2007. London: British Institute of International and Comparative Law, 2007. 362 p.
38. Ruhlman M. A. Who Participates in Global Governance? States, bureaucracies and NGOs in the United Nations. London; New York: Routledge, 2015.176 p.
39. Stephenson C. M. NGOs and the principal organs of the United Nations // The United Nations at the Millennium. London: Continuum. 2000.283 p.
40. Subcontracting peace: the challenges of the NGO peacebuilding. Ed by Richmond O. P., Carey H. F. Aldershot: Ashgate Publishing, 2005. 267 p.
41. Szazi E. NGOs: Legitimate Subjects of International Law.Leiden: Leiden University Press, 2012. 311 p.
42. The United Nations Global Compact. Achievements, Trends and Challenges.Cambridge: Cambridge University Press. 2010. 439 p.
43. Trommer S. Activists beyond Brussels: Transnational NGO strategies on EU – West African trade negotiations // Globalizations. Vol. 8. 2011. N 1. P. 113-126.
44. Yearbook of international organizations 2014-2015. Edition 52. Volume 1A. Brussels: UIA; Brill, 2015.
45. p.
Рецензия
Для цитирования:
Кутейников А., Москальчук Е. Транснационализация неправительственных организаций. Международные процессы. 2016;14(4):30–48. https://doi.org/10.17994/IT.2016.14.4.47.3
For citation:
Kuteynikov A., Moskalchuk E. Transnationalization of NGO’s. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2016;14(4):30–48. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2016.14.4.47.3