Preview

Международные процессы

Расширенный поиск

Коммуникационные барьеры образовательного пространства БРИКС

https://doi.org/10.17994/IT.2015.13.4.43.8

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы преодоления коммуникационных барьеров в процессе формирования единого образовательного пространства БРИКС. В современном мире образование рассматривается как один из важнейших движущих сил общественного развития и как инструмент «мягкой силы» в условиях обострения глобальной конкуренции. В качестве глобального мегатренда выступает концепция непрерывного образования, позволяющая реализовать возможность постоянного повышения профессиональной подготовки и качественного изменения рабочей силы. Не случайно одним из направлений развития сотрудничества стран БРИКС стало создание условий для формирования нового международного образовательного пространства. Цель статьи – выявление коммуникационных барьеров, препятствующих формированию образовательного пространства стран, расположенных на разных континентах и имеющих различный опыт исторического и культурного развития, определение возможных способов преодоления этих барьеров. В статье представлен анализ опыта создания и функционирования образовательных пространств в рамках Болонского процесса, СНГ, ШОС и ЕврАзЭС. Рассматривая результаты реализации каждой из этих инициатив, автор отмечает, что их методы и обстоятельства их осуществления были обусловлены политико-экономическими условиями. К достоинствам рассмотренных проектов относится обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей и принятие унифицированной системы кредитов для зачета курсов, освоенных в одном из университетов. В качестве недостатков указаны отсутствие скоординированности учебных планов и программ различных университетов и разница в системе присуждения ученых степеней. Автор анализирует причины, порождающие коммуникационные барьеры в образовательном сотрудничестве стран БРИКС: лингвосоциокультурные, институциональные (социально-психологические, учебно-организационные, нормативно-правовые, препятствия для трудоустройства), информационно-технологические и финансовые. В заключение делается вывод, что от успешного преодоления коммуникационных барьеров зависит эффективность формирования образовательного пространства, а его создание может сыграть важную роль в подготовке квалифицированных кадров стран-участниц БРИКС. В статье даны рекомендации по преодолению коммуникационных барьеров в образовательном пространстве.

Об авторе

Елена Воевода
МГИМО МИД России
Россия

Воевода Елена Владимировна – доктор педагогических наук, заведующая Кафедрой педагогики и психологии МГИМО МИД России

Москва



Список литературы

1. Аватков В.А., Касаткин П.И. Высшее образование в Турции и Болонский процесс // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6 (27). С. 277-281.

2. Байков А.А. Нестандартная интеграция и стареющие стандарты // Международные процессы. 2007. Т.5. № 14. С. 140-143.

3. Белогуров А.Ю. Формирование поликультурной образовательной среды региона как основной фактор гуманитаризации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3. № 6. С. 95-103.

4. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избр. тр. – 3-е изд., стер. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 352 с.

5. Воевода Е.В. Интеграционные процессы и тенденции в евразийском образовательном пространстве // Известия Российской академии образования. 2013а. № 4. С. 56-63.

6. Воевода Е.В. Формирование межкультурной компетенции: проблемы и пути их решения / Языковой дискурс в социальной практике. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». 2013б. С. 40-44.

7. Воевода Е.В. (ред.), Худайкулова А.В., Романенко Н.М., Бережнова Е.В., Шишлова Е.Э., Байков А.А. (вступ.ст.). Методические рекомендации по работе над магистерской диссертацией. Москва: МГИМО-Университет, 2015. 108 с.

8. Долинский А.В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 56-62.

9. Енгибарян Р.В. Качественное образование – главное условие динамичного развития общества и его конкурентоспособности // Право и управление. XXI век. 2013. № 4 (29). С. 3-5.

10. Жукова Г.С., Воленко О.И. Теоретико-методические основы дистанционного обучения по направлениям социального образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 5. С. 30-34.

11. Костикова Л.П. Российское образование в условиях глобализации и поликультурного социума // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 4-79.

12. Куприянова-Ашина В., Чанг Жу. Интернационализация высшего образования: российские подходы // Международные процессы. 2013. Т. 11. № 2 (33). С. 85-94.

13. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6. С.200-205.

14. Пекушкина Д.В. Некоторые аспекты воспитания гражданственности специалиста-международника // Человеческий капитал. 2015. № 2(75). С. 79-81.

15. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 13.00.01. Москва: РУДН, 2013. Т. 1. 450 с.

16. Романенко Н.М. Особенности аккультурации в профессиональной деятельности специалиста-международника // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 312-314.

17. Романова Е.А. Психолого-педагогические аспекты становления и развития открытого образования // Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 148-151.

18. Торкунов А.В. Задачи и вызовы университетской политики // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 2 (25). С. 50-57.

19. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. №4 (25). 2012. С.85-93

20. Чепурина М.А. Политическая и социальная роль высшего образования в современном мире: анализ участия России в Европейском пространстве высшего образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. 23.00.04. Москва: МГИМО, 2014. 28 с.

21. Шишлова Е.Э. Гендер и политика: парадоксы модернизации // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 348-349.

22. Seifert K., Sutton R. Educational Psychology. Third Edition. Zurich, 2011. 364 p.


Рецензия

Для цитирования:


Воевода Е. Коммуникационные барьеры образовательного пространства БРИКС. Международные процессы. 2015;13(4):108-121. https://doi.org/10.17994/IT.2015.13.4.43.8

For citation:


Voevoda E. Communication Barriers of the BRICS Educational Space. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2015;13(4):108-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2015.13.4.43.8

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)