Preview

Международные процессы

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (2015)

РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ

6-25 5
Аннотация

Последние десятилетия характеризуются ростом влияния природоохранной тематики на содержание международно-политической повестки дня, что обусловлено комплексом объективных и субъективных предпосылок. Ухудшение состояния окружающей среды, осознание широкой общественностью глубины и масштаба экологических проблем, появление новых форм и возможностей ведения крупного, среднего и малого бизнеса способствовали тому, что экологическая составляющая стала неотъемлемой частью глобальной экономики и политики. Растет значение экологических императивов в развитии мировой торговли и инвестирования, формировании потоков миграции рабочей силы, научно-технического сотрудничества, информационного обмена. Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время стали важным фактором глобальной нестабильности. Экологическое измерение рассматривается как составная часть национальной безопасности, особенно в смысле контроля над природными ресурсами и разрешения связанных с экологией конфликтов. Экологические риски обозначены среди главных угроз человечеству Всемирным экономическим форумом. С учетом экологических проблем корректируется международная, региональная и государственная политика, разрабатываются новые стратегии, учитывающие природоохранную компоненту. Всемирная торговая организация уделяет все больше внимания политике в области окружающей среды, подписаны и реализуются многосторонние экологические соглашения в этой сфере. Статья посвящена анализу изменений, происходящих в мировой системе под влиянием расширения интереса к экологической проблематике. Основное внимание уделено трансформации глобальной экономической системы. Показано, что важнейшей движущей силой происходящих изменений становятся интересы стран и крупнейших компаний. На основе анализа современных тенденций в мировой системе делается вывод о необходимости включения вопросов экологии в число приоритетных и в российской политике.

26-39 3
Аннотация

Одним из итогов революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке стало формирование новой правовой базы, призванной, как предполагалось, закрепить итоги «арабского пробуждения» и обозначить новые направления в развитии местных обществ в экономической, социальной и политической сферах. Однако конституционная реформа оказалась затруднена ввиду отсутствия в традиционных политических системах гражданского общества и социального консенсуса, а последовавшие за ней выборы носили неоднозначный характер и выявили четкое противостояние между светскими и исламскими силами, при этом принятие нового законодательства не гарантировало внутриполитическую стабильность. События 2011-2014 годов продемонстрировали хрупкость установившегося постреволюционного баланса сил и пределы политической консолидации общества, которая  может быть в любой момент ослаблена. В статье рассматривается процесс восстановления конституционных институтов и формирование новых органов государственной власти в арабских странах после 2011 года. Проводится анализ новых основных законов и избирательного законодательства, анализируются итоги парламентских и президентских выборов с точки зрения их влияния на динамику региональной ситуации.

40-67 1
Аннотация

Задача настоящего исследования – анализ важнейших тенденций развития государств Южной Азии. В статье рассмотрены основные социально-экономические проблемы региона, их причины и последствия, а также предпринимаемые правительствами южноазиатских государств меры по их возможному преодолению. Автор акцентировала внимание на пропорциях и эффективности экономического развития в государствах Южной Азии, особенностях наращивания инновационного потенциала, основных трудностях в функционировании налогово-бюджетных и денежно-кредитных систем, а также на нынешнем месте региона в мировом хозяйстве. В статье подчеркивается возрастающая роль внешних факторов развития экономик Южной Азии. Отмечено, что за два последних десятилетия государства региона добились заметных успехов в реализации политики экспортноориентированной индустриализации, что выразилось в увеличении объемов их экспорта, а также облагораживании его структуры. Между тем уровень интегрированности стран Южной Азии в мировое хозяйство, а также в процесс международного движения капитала остается относительно невысоким. В исследовании привлекается внимание к вовлеченности южноазиатских государств в мировые миграционные процессы. Освещена деятельность региональной интеграционной группировки – Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). Автор рассмотрела основные проблемы в социальном секторе южноазиатских государств и с точки зрения их человеческого потенциала. Несмотря на существенные достижения в экономическом развитии этих стран, общее состояние сектора образования и здравоохранения по-прежнему отстает от уровня развитых и даже некоторых развивающихся государств. Кроме того, регион характеризуется массовой бедностью, преодоление которой остается одной из приоритетных социально-экономических задач изучаемых государств на протяжении всего периода их независимости. Отмечено, что благодаря успешно проводимым реформам в последние десятилетия в странах Южной Азии заметно вырос средний класс. В статье приведены статистические данные по состоянию фискального дефицита в странах Южной Азии, бедности, социальному неравенству, налоговой нагрузки, а также по динамике внешней торговли, притоку прямых иностранных инвестиций и денежных переводов, осуществляемых диаспорами этих стран.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЗМЫ

78-97 4
Аннотация

В конце XX – начале XXI века международно-политический лексикон пополнился целым рядом новых понятий, часть из которых составлена из ранее активно использовавшихся категорий. Одной из таких дискурсивных инноваций стало растущее число упоминаний связки «безопасность – развитие» (security-development nexus). Несмотря на прочное закрепление в политическом лексиконе в 2000-х годах, она остается предметом жарких дебатов в научной среде. Целью настоящей статьи стало выявление истоков становления этого концепта и систематизация основных подходов к его осмыслению. В первом разделе статьи определяются исторические предпосылки увязывания вооруженных конфликтов и вызовов развитию, обозначаются основные этапы формирования соответствующего дискурса за рубежом. Появление «связки» обусловлено окончанием «холодной войны» и возникновением многочисленных «комплексных чрезвычайных ситуаций» в развивающихся странах в 1990-х годах. В ходе их осмысления произошла «девелопментализация безопасности». Чуть позднее теракты 11 сентября 2001 г. в США и «глобальная война с терроризмом» вызвали «секьюритизацию развития».  Во втором и третьем разделах обобщаются аргументы сторонников и критиков «связки». Первые солидаризируются с дискурсом международных организаций и национальных агентств развития крупнейших стран-доноров и оперируют статистическими данными. Доводы критиков «связки» носят более теоретически фундированный характер и сводятся к четырем основным претензиям к конструкту: 1) амбивалентность содержания; 2) политическая ангажированность; 3) губительные политические последствия; 4) слабость эмпирической базы. В заключении обозначаются исследовательские ниши, которые могут быть заполнены с применением контексто-ориентированного подхода к осмыслению вопросов международной безопасности и вызовов развитию в их взаимосвязи. К наиболее перспективным направлениям исследований отнесены: 1) сравнительный анализ эволюции подходов различных субъектов международных отношений к понятиям «безопасность», «развитие» и их «связке»; 2) исследование дискурса на внутригосударственном уровне, сопоставление взглядов различных министерств и ведомств на наиболее сложные и актуальные проблемы, лежащие на стыке безопасности и развития; 3) сравнительный анализ политики различных стран-доноров в избранных «нестабильных государствах»/регионах; 4) изучение влияния императивов  бюджетной экономии на политику ведущих стран мира в сфере оказания помощи развивающимся странам. 

139-146 3
Аннотация

Экономические аспекты межгосударственных отношений часто находятся в каузальной связи с политическими тенденциями на международной арене. История развития мирового высокотехнологичного комплекса демонстрирует высокую степень зависимости научного прогресса от качества и глубины международной кооперации. С одной стороны, активизация экономического взаимодействия России с государствами-членами ЕС и США в постсоветский период позволила существенно расширить спектр и интенсивность бизнес-сотрудничества без оглядки на идеологический контекст межгосударственных отношений. Однако, с другой стороны, это сотрудничество в конечном итоге ограничилось лишь массовыми  приобретениями высокотехнологичной продукции без выхода на подлинное взаимодействие в области совместных разработок и производства. Таким образом, за  короткий промежуток времени ряд отраслей национальной экономики потеряли  самодостаточный характер и оказались полностью зависимы от иностранных поставок. В данной статье автор представил анализ текущего состояния российской гражданской авиастроительной отрасли, где наиболее ярко прослеживаются результаты неэффективной экономической политики. Настоящее исследование подготовлено на основе количественного и качественного анализа действующих российских авиастроительных программ, будущее которых оказалось тесно связанным с международной обстановкой. В этой связи автор делает ряд предложений, направленных на рациональную оптимизацию одной из стратегических сфер национальной экономики с учетом текущего уровня технологического развития российских научно-производственных комплексов.

ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ

98-107 1
Аннотация

Статья представляет собой развернутый ответ на недавнюю публикацию в журнале «Foreign Affairs», посвященную творчеству известного русского мыслителя Ивана Ильина и его влиянию на современную российскую политику. Авторы материала Антон Барбашин и Ханна Тобурн, используя выхваченные из контекста и искаженные по смыслу выдержки из работ мыслителя, квалифицируют его как сторонника фашистской и национал-социалистической идеологии. Они стремятся провести параллели между этими радикальными течениями и современной политикой Москвы. Непредвзятый анализ произведений И. Ильина опровергает некорректное прочтение его трудов западными авторами, характеризует его как внимательного аналитика актуальных политических течений, определявших интеллектуальный ландшафт Европы 1920-х – 1930-х годов. Будучи искренним противником как утвердившегося в России большевизма, так и преобладавшего в Западной Европе либерализма, И. Ильин, безусловно, выступал их критиком с консервативных позиций. В то же время это не делало его сторонником фашистских и национал-социалистических режимов. Более того, за свои убеждения он сам подвергался репрессиям со стороны гитлеровского руководства Германии. Автор статьи отмечает, что критическое выступление против И. Ильина отражает новый этап в развитии русофобских воззрений на Западе. Несмотря на то что эта идеологическая традиция имеет давние исторические корни, сегодня она приобретает большую актуальность. Автор подчеркивает, что русофобия – это комплексная, сложная, многоуровневая идеологическая система, направленная на дискредитацию фундаментальных основ того, что в современной политической практике принято называть «Русским миром». Новый этап ее развития отражает превращение России в цивилизационный вызов доминированию Запада, претендующего не только на политическое, но и на интеллектуальное лидерство в глобальном масштабе. На фоне кризиса либеральных ценностей и идентичности Россия своим существованием выражает моральный упрек его разложению.

108-120 1
Аннотация

В течение почти двадцати пяти лет после распада биполярной системы ведутся дискуссии относительно параметров нового мирового порядка. Хотя в настоящее время все больше обсуждают перспективы полицентричного мира, Соединенные Штаты и большинство их союзников по НАТО сохраняют приверженность моноцентричной модели. Они действуют в соответствии с глав ной целью – закрепить такой порядок любыми способами вплоть до военного вмешательства в отдельные страны и регионы. Их действия уже имеют заметный результат: многие государства практически «выбиты» из активной внешнеполитической деятельности, а их будущее программируется в США. Россия остается в фокусе американской стратегии, так как она пытается сохранить свою роль в мировой политике и прикладывает усилия к созданию регулируемой системы межгосударственных отношений по периметру своих границ. Одним из важнейших вопросов остается обес печение безопасности как самой России, так и соседних государств, в ряде из которых политика США и НАТО привела к нестабильности, политическому и социально­экономическому упадку. Рост военной активности стран НАТО в мире и особенно в Евразии обосновывается аналитическими разработками «мозговых центров» и специалистов по международным отношениям, которые стремятся не только спрогнозировать, но и смоделировать будущее мира. Оно предстает в их прогнозах без России. Автор пытается проанализировать различные сценарии разрабатываемые американскими экспертами и ответить на вопрос о том, какова конечная цель выдвигаемых ими планов и рекомендаций.

121-133 5
Аннотация

В статье анализируются причины смены концептуальной парадигмы в публичной дипломатии США: концепции мягкой/умной силы уступили место диалоговой пропаганде/стратегической коммуникации. В первой части статьи рассматривается период 2009–2012 годов, когда под влиянием идей Дж. Ная, госсекретарь Х. Клинтон и эксперты в области публичной дипломатии реализовывали политику «привлечения–вовлечения» зарубежной целевой аудитории по отношению к ценностям и культуре США. Практическое воплощение данного подхода нашло отражение в развитии цифровой дипломатии, программах публичной дипломатии США в странах Ближнего Востока, а также в попытках администрации Б. Обамы наладить сотрудничество с рядом государств. Во второй части статьи рассматривается период 2013–2015 годов, когда новая концепция диалоговой пропаганды, официально обозначаемая Вашингтоном как стратегическая коммуникация, стала доминировать во внешнеполитическом дискурсе США. Практическое применение новой концепции выразилось в новой реформе публичной дипломатии, направленной на развитии программ пропаганды. Автор приходит к выводу, что в силу нарастания напряженности в мире, связанной с проблемами на Ближнем Востоке и Украине, активизации международной информационной политики Ирана, России и Китая, а также из-за смены экспертного звена в области публичной дипломатии, имевшей место в связи с уходом Х. Клинтон из администрации Б. Обамы, произошла резкая смена концептуальной парадигмы публичной дипломатии США. Вместо инструмента проведения политики привлечения–вовлечения она стала механизмом стратегической коммуникации.

PERSONA GRATA

SCRIPTA MANENT

147-150 4
Аннотация

Рецензия на книги: 

Эллисон Р. Россия, Запад и вооруженное вмешательство. Оксфорд: Оксфорд Юниверсити Пресс, 2013.

Эллисон Р. Российские аргументы в поддержку военного вмешательства в Грузии: международное право, нормы и политический расчет. В кн.: Грузия: Революция и война /  Под ред. Рика Фона. Лондон – Нью-Йорк: Изд-во Раутледж, 2013. Сс. 90-117.

Эллисон Р. «Оспоримое вмешательство» России на Украине: как и почему Россия нарушила правили / Интернэшнл Афферз. 2014. Т. 90. № 6. Сс. 1255-1297.

151-154 1
Аннотация

Рецензия на книгу: Най Дж. Закончился ли американский век? Изд-во Джон Уайли энд Санз, 2015. 152 с.

155-162 4
Аннотация

Рецензия на книгу: Следующая Великая война? Истоки Первой мировой  войны и риск конфликта между США и Китаем. /  Под ред. Р.Н. Розенкранц, С.Е. Миллер. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2015. 290 с.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)