«СЕВЕРНЫЕ ПОТОКИ»: КАК ВЫНУДИТЬ СТРАНЫ ЕС ОТВЕТИТЬ ЗА ПРИЧИНЁННЫЙ УЩЕРБ
https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.2.77.2
Аннотация
В рамках набирающего обороты противостояния России и Запада позитивной новостью стал ряд постановлений, вынесенных международными органами по разрешению споров в пользу нашего государства в 2024 году. Теперь, как подчёркивается в статье, необходимо максимально полно и эффективно использовать широкий набор инструментов юридического отстаивания интересов Москвы, отечественного бизнеса и связанных с ним зарубежных компаний. Важно от фрагментарной оборонительной стратегии щадящего ситуативного реагирования, сводящейся к избирательному ответу на отдельные недружественные акты, перейти к целостной и централизованно направляемой наступательной стратегии юридической борьбы на всех возможных фронтах. Одним из её инструментов служит Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), предусматривающий трансграничную защиту капиталовложений инвесторов из одних стран-участниц, в том числе инвесторов, связанных с не входящими в ДЭХ странами, на территориях других. Авторами обоснован вывод о возможности практического использования ДЭХ для защиты инфраструктурных энергетических инвестиций в «Северные потоки», разрушенных взрывом осенью 2022 года. Речь идёт о понуждении стран, в морских пространствах, под юрисдикцией которых проложены трубопроводы, к возмещению причинённого диверсией многомиллиардного материального ущерба, раскрытию тщательно скрываемой об инциденте информации. Договор может также использоваться в качестве рычага для возможных будущих переговоров по пакетному урегулированию всей массы накопившихся проблем в отношениях России и Запада.
Список литературы
1. Гудков И.В., Добшевич С.О. Договор к Энергетической хартии: окно возможностей для защиты инвестиций закрывается // Нефть, газ и право. 2023. №2–4. (в печати).
2. Гудков И.В. Договор к энергетической хартии: реформа или распад? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 2. C. 45–51.
3. Гудков И.В. Политико-правовые аспекты реализации трансграничного газопроводного проекта «Северный поток-2» // Нефть, газ и право. 2017. №2. C. 41–53.
4. Гудков И.В. Изменения в Газовую директиву ЕС и задачи реализации проекта «Северный поток-2» // Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков / под ред. В. В. Романовой. М.: Юрист, 2019. С. 49–72.
5. Гудков И.В. Энергетический переход и право: климат, торговля, инвестиции. М.: МГИМО, 2024. 393 с.
6. Караганов С.А. Век войн? Статья вторая. Что делать // Россия в глобальной политике. 2024. Т. 22. №. 2. С. 37–52. DOI: 10.31278/1810-6439-2024-22-2-37-52
7. Караганов С.А. Как не допустить Третьей мировой // Россия в глобальной политике. 26.09.2023. URL: https://globalaffairs.ru/articles/kak-ne-dopustit-tretej-mirovoj/ (дата обращения: 07.05.2024).
8. Azaria D. The Scope and Content of Sovereign Rights in Relation to Non-Living Resources in the Continental Shelf and the Exclusive Economic Zone // Journal of Territorial and Maritime Studies. 2016. Vol. 3. No. 2. P. 5–27.
9. Hober K. The Energy Charter Treaty: A Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2020. 688 p.
Рецензия
Для цитирования:
ГУДКОВ И., ЭНТИН М. «СЕВЕРНЫЕ ПОТОКИ»: КАК ВЫНУДИТЬ СТРАНЫ ЕС ОТВЕТИТЬ ЗА ПРИЧИНЁННЫЙ УЩЕРБ. Международные процессы. :1-10. https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.2.77.2
For citation:
GUDKOV I., ENTIN M. THE NORD STREAMS: HOW TO HOLD THE EU MEMBER STATES ACCOUNTABLE FOR THE DAMAGE DONE. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. :1-10. (In Russ.) https://doi.org/10.46272/IT.2024.22.2.77.2