Глобализация науки и доверие к социальному знанию
https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.1.48.15
Аннотация
В статье обсуждается проблема доверия к социальной науке в контексте современной глобализации науки и общественных трансформаций, которые происходили в России в последнее время. Ставится актуальный вопрос измерения уровня доверия к социальной науке со стороны представителей вузовской и академической науки, чиновников и представителей бизнеса, журналистов и руководителей СМИ, а также студенческого сообщества как потребителя знания, производимого социальными науками. Целью статьи является обоснование теоретико-методологического подхода к исследованию данной проблемы и описание результатов его апробирования на группе экспертов – представителей вузовской науки из различных регионов России. Высказывается предположение, что снижение уровня доверия к социальной науке обусловлено как универсальными, характерными для многих стран причинами, так и специфическими для России факторами. К универсальным факторам относится, в частности, трансформация института академической науки в постакадемическую, ориентированную на прикладные результаты и коммерческую эффективность. Специфическими для России факторами полагаются: во-первых, институциональная нестабильность, которая привела к ослаблению потребности в научных разработках со стороны государства и бизнеса; во-вторых, трансформации внутри самого института науки, провоцирующие имитационную научную деятельность и снижение добросовестности исследователей; в-третьих, слепое заимствование западных методологий и подходов к анализу российских явлений; в-четвертых, феномен «утечки мозгов».
В статье формулируются рамочные методологические принципы эмпирического исследования проблемы доверия: предметное поле, теоретический и эмпирический объекты исследования. Выделены абстрактное доверие к науке в целом и конкретное доверие к определенным ученым, школам и коллективам. Разработана система показателей измерения уровня доверия к социальной науке.
Представлены результаты опроса представителей вузовской науки, показавшего валидность разработанного инструментария; потенциальные направления дальнейших исследований доверия; возможные пути повышения доверия к социальным наукам в России. Авторы формулируют вывод, согласно которому исследование доверия к социальным наукам на основе предложенной методологии позволит получить надежные данные для осуществления управленческих решений в сфере научной политики.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья ЗарубинаРоссия
Зарубина Наталья Николаевна - доктор философских наук, профессор Кафедры социологии
МГИМО МИД России
Москва
Антонина Носкова
Россия
Носкова Антонина Вячеславовна - доктор социологических наук, профессор Кафедры социологии МГИМО МИД России
Москва
Александр Темницкий
Россия
Темницкий Александр Лазаревич - кандидат социологических наук, доцент Кафедры социологии МГИМО МИД России
Москва
Список литературы
1. Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1. С. 195-201.
2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
3. Буторина О. Нам еще только предстоит великий переход от науки опыта к доказательной науке… // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 2. С. 133-140.
4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
5. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. 352 с.
6. Дежина И.Г. Новые тенденции в российской научной политике: влияние глобализации // Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 2 / Под ред. Е.Г. Ясина. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С. 504-512.
7. Истомин И., Байков А. Сравнительные особенности отечественных и зарубежных журналов // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2. С. 114-140.
8. Мироненко И.А. Российская психология в пространстве мировой науки. СПб.: Нестор-История, 2015. 304 с.
9. Плюснин Ю.М. Общественный кризис и академическая наука. Опыт психологического мониторинга научного сообщества Новосибирского Академгородка; 1992-1995 гг. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1. С. 256-262.
10. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методология исследований и критического анализа в сфере социальной политики // Социология 4М. 2005. № 21. С. 51-78.
11. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 3–12.
12. Федотова В.Г. Соотношение академической и постакадемической науки как социальная проблема. М.: ИФРАН, 2015. 204 с.
13. Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к диалоговой пропаганде // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 3. С. 121-133.
14. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 420 c.
15. A Dictionary of Sociology / Ed. by J. Scott & G. Marshall. Oxford, New York: Oxford University Press, 2005. 710 p.
16. Merton R. Institutional Imperatives of Science // Sociology of Science. Ed. By B. Barnes. London: Penguin Books.1972. P. 65-79.
17. Weingart P. The Loss of Trust and How to Regain It: Performance Measures and Entrepreneurial Universities // Trust in Universities. Ed. by L. Engwall, P. Scott. London: Portland Press Ltd., 2013. P. 83-95.
Рецензия
Для цитирования:
Зарубина Н., Носкова А., Темницкий А. Глобализация науки и доверие к социальному знанию. Международные процессы. 2017;15(1):186-199. https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.1.48.15
For citation:
Zarubina N., Noskova A., Temnitsky A. Trust in Social Science. International Trends / Mezhdunarodnye protsessy. 2017;15(1):186-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.1.48.15