РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ
Статья посвящена проблеме интернационализации отечественных вузов – одному из главных приоритетов развития высшей школы в России. Университетское образование по своей природе не способно развиваться в отрыве от глобального академического пространства, так как ориентировано на приближение обучающихся к фронтиру общечеловеческого познания в осваиваемых предметных областях. Между тем в 2010-х годах в отечественном вузовском сообществе утвердилась узкая трактовка интернационализации, определяемая формальными измерителями, введенными международными системами оценивания учреждений высшего образования. Эти измерители не позволяют учитывать специфику задач развития конкретных вузов и учебных программ, а также роль университетов с точки зрения укрепления комплексного национального потенциала. Отражением имитационной модели развития нередко становится неоправданная погоня за высокими местами в различных международных рейтингах, а интернационализация перестает быть средством повышения качества научных исследований и преподавания, а становится самоцелью. Автор, опираясь на опыт одного из ведущих вузов России, МГИМО, очерчивает два основных вызова интернационализации, в том числе ее влияние на качество подготовки студентов и финансовую устойчивость университетов. Подлинная и полезная интернационализация предполагает создание совместных программ академического характера, которые могут стать элементами транснациональной научной инфраструктуры. В числе конкретных мер предлагается рассмотреть либерализацию законодательства и налоговой политики в отношении зарубежных студентов и научно-педагогических работников. Успешная интернационализация оказывается возможной лишь на путях консолидации российского вузовского сообщества, а не возрастания конкуренции между отдельными университетами.
В центре внимания статьи – вопрос о том, как и почему несистемный кандидат Дональд Трамп смог победить на выборах 2016 г. в США, несмотря на сопротивление собственной партии и большей части политической элиты страны. Анализируются американские дебаты о причинах, характере и возможных последствиях этого феномена для будущего американской демократии. Важнейшим слагаемым победы Трампа стало протестное голосование трудовой Америки, прежде всего – жителей штатов Среднего Запада и американской глубинки вследствие ухудшения их материального положения, обусловленного негативными последствиями глобализации и деинду стриализации страны. Вторым мотивом протестных настроений стало болезненное восприятие голосовавшими потери национальной идентичности в условиях глубоких изменений расово-этнического состава населения США и распространения политики мультикультурализма, навязываемой либеральной элитой страны. Избирательная кампания Трампа сумела эффективно мобилизовать и оседлать этот социальный протест, направив его против политической элиты, ведущих СМИ и политико-академического сообщества, обвиненных в грубом игнорировании интересов простых американцев. Выступая от имени «забытой Америки», Трамп предложил популистскую программу действий, созвучную ее настроениям. Политический класс страны воспринял победу Трампа и его сторонников как авторитарно-националистическую угрозу либеральным институтам, которую необходимо купировать. Актуальность задачи защиты либеральной демократии от ее популистских крайностей усиливается ее интернациональным характером. В статье рассматривается эрозия основных институциональных преград на пути популистского протеста – антимажоритарных элементов конституции Соединенных Штатов, контроля партийного руководства над номинационным процессом, доминирования политической элиты в информационном пространстве через ведущие СМИ и экспертное сообщество. Поскольку процесс этой эрозии носит необратимый характер, основное внимание в развернувшихся в США дебатах концентрируется на поисках конструктивного ответа на популистский вызов, нацеленного на минимизацию его предпосылок – вопиющего социально-экономического неравенства, негативных последствий глобализации, крайностей мультикультурализма. Феномен Трампа, заключает автор, поставил американский либерализм перед серьезным испытанием.
Цель настоящего исследования – определить роли многосторонней дипломатии в урегулировании ливийского кризиса. Автор анализирует этапы его развития через рассмотрение политических инициатив, выдвигавшихся внешними игроками. В статье рассматривается деятельность международных организаций, участвовавших в урегулировании гражданского конфликта (ООН, Европейского Союза, Африканского союза, Лиги арабских государств).
Многосторонняя дипломатия может увенчаться успехом только при условии согласованных действий всех вовлеченных в нее игроков. Между тем ливийский сюжет выявил глубокие разногласия как внутри Совета Безопасности ООН, так и между не входящими в этот орган государствами и между различными международными организациями. Позиция нефтяных компаний, понёсших потери от введённых санкций, также затрудняла урегулирование конфликта. По мере развития кризиса становилось очевидным, что дипломатия принуждения, изначально призванная заста вить ливийское руководство изменить свой политический курс, превратилась в политику смены режима, чреватую дальнейшими политическими и социальными потрясениями.
Ситуация в Ливии дает богатую пищу для критического переосмысления форматов внешнего вмешательства в интернационализированные конфликты. На территории Ливии продолжаются нарушения прав человека и положений международного гуманитарного права, применяются пытки. В результате сотни тысяч ливийцев вынужденно покинули свои дома и эмигрировали. Резко ухудшилась экономическая ситуация, снизилась добыча нефти. Экономика Ливии сократилась в два раза, а государственный долг стал одним из самых высоких в мире. Ливийский казус в очередной раз порождает сомнения в эффективности произвольно интерпретируемой концепции «дипломатии принуждения»: современный мир нуждается в ренессансе традиционной дипломатии как инструмента разрешения конфликтов путем переговоров и диалога.
Ввиду обострения роста международной конкуренции и исчерпания ресурсов имитационного инновационного развития, быстрорастущие экономики реализуют стратегии перехода к модели интенсивного инновационного роста и качественной трансформации национальных инновационных систем (НИС). Результат этого процесса может модифицировать архитектуру международных отношений, региональные и глобальный балансы сил. В статье анализируются теоретические положения, связанные с определением возможностей, перспектив и факторов инновационной трансформации быстрорастущих стран. Кратко рассматриваются основные теории инновационного развития, связанные с «прорывными» технологиями, и теории, признающие главенство рыночных факторов.
Несмотря на то что две группы теорий противопоставляются друг другу, новая модель инновационного развития быстрорастущих экономик определяется их потенциалом в сфере как «прорывных» технологий, так и «подрывных» инноваций. По итогам проведенного анализа признается, что важнейшим фактором формирования данного потенциала выступают инновационные институты и в широком смысле культура.
Сопоставление институтов и ресурсов быстрорастущих экономик с ведущими странами Запада дает ограниченные основания ожидать формирования новых влиятельных центров интенсивного инновационного развития, несмотря на улучшение институционально-культурных характеристик быстрорастущих экономик. Гипотезой исследования, позволяющей объяснить анализируемые феномены и определить потенциал трансформации НИС быстрорастущих стран, является секторальный характер развития инновационных институтов, предполагающий, что в отдельных подотраслях, секторах или кластерах складываются более благоприятные условия для интенсивного инновационно-технологического развития, которые затем могут распространиться на экономику в целом. Подобный подход обусловливает бόльшую реалистичность трансформации НИС быстрорастущих экономик как менее ресурсозатратный и более управляемый. Материальными носителями этих изменений выступают сообщества практики и инноваций.
В заключение отмечается, что даже при секторальном подходе успех трансформации не предопределен. Динамика развития национальных инновационных институтов и культур в условиях быстрорастущих экономик способна или увеличить разрыв в развитии между ними и развитыми странами, или же, напротив, сформировать новые возможности их лидерства.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЗМЫ
Вопросы безопасности занимают центральное место в изучении международных отношений. Вместе с тем в определении самого понятия «безопасность» остаются пробелы. Это обстоятельство не только препятствует осмыслению особенностей становления и эволюции научных школ, их текущего состояния и перспектив дальнейших исследований, но и затрудняет разработку и реализацию на практике стратегий, призванных ответить на новые вызовы и угрозы индивидам, обществам, государствам и международному сообществу в целом. Задать основу для системного изучения понятия «безопасность» может обращение к анализу базовых онтологических и эпистемологических установок, на которых строятся наиболее распространенные подходы к его определению. С этой целью в статье рассматривается полемика, развернувшаяся в международно-политической науке в 1990-х годах относительно возможности, допустимости и необходимости качественного расширения исследовательского поля безопасности в постбиполярный период.
Анализ этой дискуссии позволяет выделить два принципиально различных способа концептуализации понятия «безопасность»: традиционный и постмодернистский. Расхождения между ними проявляются в таких фундаментальных вопросах, как оценка субстантивного статуса субъекта и объекта безопасности; возможность обретения объективного знания о процессах и явлениях в сфере безопасности; цель исследований безопасности. Соответственно, в обсуждении вопроса о расширении исследовательского поля безопасности можно условно выделить два уровня: первый – составляют исследования, написанные в рамках рационалистических подходов; появление второго уровня увязывается с проникновением в исследования безопасности постмодернистских, дискурсивных подходов, которые предложили альтернативный взгляд на ключевые элементы теории международных отношений, ее основные понятия и принципы.
Подобное структурирование подходов к изучению проблематики безопасности может стать отправной точкой при осмыслении современных концепций безопасности, оценке и уточнении их содержания и значения.
ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ
Развитие нанотехнологий – первая глобальная научно-технологическая инициатива XXI века, привлекшая значительный исследовательский, экономический и политический интерес. Правительства многих стран, видя в нанотехнологиях источник преобразующих инноваций (воздействие которых может возрасти через конвергенцию с биои инфокогнитивными технологиями), приняли национальные исследовательские программы. Существенное значение, которое нанотехнологии имеют для построения экономики, основанной на знаниях, привлекло к ним внимание представителей общественных дисциплин. Нано-библиометрия, возникшая на Западе в конце 1990-х годов, превратилась в 2000-х годах в быстрорастущую область активной деятельности исследователей, аналитических центров и правительственных организаций, а межстрановые сопоставления стали одной из ее важных тем. В статье представлен сравнительный анализ публикационной активности России и ряда других активных в области нано-исследований стран в период 2000–2014 гг. на основании данных (около 570 тыс. публикаций), полученных из базы данных Science Citation Index Expanded. В числе анализируемых – такие библиометрические индикаторы, как публикационный выход, цитируемость и соавторские связи.
Согласно полученным выводам, несмотря на спад ажиотажа, объем исследований в сфере нанотехнологий продолжает нарастать. В силу неравномерности этот рост сопровождается значительными изменениями мирового нанотехнологического ландшафта, иллюстрацией которого служит сдвиг центра мировых исследований в азиатский регион. Ведущие западные игроки все больше уступают азиатским странам как в объеме, так и научном влиянии производимых исследований. В частности, США утратили свое лидерство под натиском Китая и Сингапура, Южная Корея все активнее наступает на позиции Германии, а поздно стартовавший Иран занял к 2014 г. пятое место по публикационному выходу. Россия на этом фоне не смогла достигнуть поставленной цели вхождения в число мировых нанотехнологических лидеров. Промежуточные итоги российской нанотехнологической политики рассматриваются в статье в контексте завершения «Программы развития наноиндустрии в РФ до 2015 года».
Развертывание деятельности исламистских группировок в странах бассейна озера Чад повышает вероятность зарождения новых и эскалации существующих межэтнических и межрелигиозных конфликтов на этих территориях; способно привести к возникновению транснациональных объединений, опирающихся на экстремистскую идеологию. В то же время локальные этногеографические особенности данного региона служат основой вызревания противоположно направленных тенденций: появлению на политической карте Африки новых квазигосударственных образований, отстаивающих собственные интересы.
Распространение «Боко Харам» и других близких по духу организаций возможно не только на новые штаты Нигерии, но и на иные государства региона. В этой связи целью настоящей статьи было выявление социальных оснований, содействующих распространению ареала активности исламистских группировок в отдельных административно-территориальных образованиях стран бассейна озера Чад. Перспектива появления в этом районе новых ячеек экстремистских организаций, таких как «Боко Харам», связывается с территориями, которые не только населены преимущественно мусульманами, но и характеризуются низкими уровнями грамотности и доходов жителей. В качестве территориального полигона для исследования выбраны административные единицы первого порядка – геополитические зоны, а также штаты Нигерии, регионы Нигера и Камеруна, макрорегионы Чада. Оценка уровня доходов и уровня грамотности населения обследуемых регионов производилась косвенным путем через показатель величины возрастной аккумуляции (модифицированный индекс Уиппля) на основании индекса массы тела жителей анализируемых административных образований. Иерархический кластерный анализ с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS Statistics 17.0 позволил ранжировать на основе массива данных четыре группы административно-территориальных единиц по уровню вероятности появления в них новых ячеек исламских экстремистских организаций.
Показано, что потенциальный вектор дальнейшего территориального развития «Боко Харам» имеет западное и северо-западное направление с преобладающей вероятностью формирования новых ячеек группировки в границах Нигерии. Данное положение позволяет предполагать, что распространение исламских экстремистских организаций в странах бассейна озера Чад будет носить локальный характер.
В статье рассматриваются ключевые тенденции развития электронного правительства на примере России, Китая и США. Исследуется влияние международных рейтингов на национальные планы внедрения электронного правительства. Обосновывается значимость баланса между стремлением к повышению показателей в таких системах оценивания и потребностями, определяемыми исходя из социально-политических, экономических и культурных особенностей конкретных стран. Авторы анализируют эволюцию концепции «открытости власти» как одного из основополагающих принципов электронного правительства. Они акцентируют внимание на политических последствиях публикации открытых данных, включая возможность общественного мониторинга и контроля над деятельностью органов государственной власти. В статье исследуется комплекс вопросов институционального обеспечения развития электронного правительства, включая создание законодательной базы и формирования специализированных ведомств, ответственных за выработку и реализацию государственной политики в данной сфере. Статья содержит обзор основных концептуальных документов, определяющих особенности развития электронного правительства в США. На основании их анализа делается вывод о тенденциях по использованию мобильных средств информационного взаимодействия государственных ведомств с общественностью и обеспечению безопасности размещения и достоверности сведений, используемых при внедрении элементов электронного правительства. На примере реализации электронного правительства в Китае исследуется влияние бюрократической и идеологической инерции на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность государственных органов.
В статье проанализированы основные тенденции международной торговли услугами. В частности, сопоставляются оценки международной торговли услугами через статистику платежного баланса и через показатель добавленной стоимости. Растущая фрагментация процесса производства между странами имеет важные последствия для мировой торговли и создаёт новые возможности для глобального роста. В условиях формирования глобальных цепочек создания стоимости торгово-инвестиционная открытость стран становится важным условием устойчивого экономического роста, а издержки протекционизма оказываются гораздо выше, чем ранее. Традиционный инструментарий торговой политики в виде таможенных тарифов неприменим к торговле услугами, учитывая специфические характеристики объекта купли-продажи. Торговля услугами, как правило, ограничивается посредством барьеров по доступу на рынок либо посредством предоставления иностранным поставщикам менее благоприятного режима по сравнению с национальными поставщиками.
Авторы проанализировали эволюцию методов анализа барьеров в торговле услугами и классифицировали существующие подходы к количественной оценке таких ограничений. В статье дан обзор мер в отношении торговли услугами на основании соответствующих уведомлений стран– членов Всемирной торговой организации. Современные тенденции в международной торговле сопряжены с уменьшением темпов роста и значимости материального производства и параллельным развитием торговли услугами. Тот факт, что она стала за последние десятилетия не только одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, но и важной составляющей национальных хозяйств, диктует расширение государственного регулирования данной сферы.
Авторы заключают, что для развития сектора услуг крайне важна оценка используемых регулятивных мер с точки зрения создания барьеров международной торговли. Положения Генерального соглашения по торговле услугами значительно отстают от практики применения мер, оказывающих реальное воздействие на международную торговлю услугами.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) вырабатывает международные стандарты по противодействию финансированию терроризма и критерии оценивания национальных юрисдикций на предмет соответствия им. В своей работе ФАТФ сталкивается с рядом проблем, которые проистекают как из организационной структуры, так и из практик ее деятельности. Их проблематизация и систематизация представляются основными задачами настоящей статьи. Как и другие международные институты, ФАТФ ограничена мандатом, который может быть расширен или продлен только по решению государств-членов. Такое положение негативно сказывается на ресурсе автономного действия Группы и ведет к коллизиям при оценивании национальных юрисдикций. Один из главных критериев отнесения государства к разряду некооперативных – несоответствие юрисдикции антиоффшорным рекомендациям организации. Последние в первую очередь наносят ущерб экономикам малых оффшорных стран в отсутствие разработанной программы формирования альтернативных источников дохода для них. Между тем ряд развитых стран (например, Великобритания и Швейцария), являющихся оффшорными центрами, до сих пор ни разу не числились в списках некооперативных государств ФАТФ. Наиболее явно проблема двойных стандартов Группы проявляется при сравнении её отношения к развитым и развивающимся странам. Внедрение стандартов организации во многом зависит от эффективной деятельности региональных групп (РГТФ), сотрудничество с которыми остается ограниченным, в том числе в тех частях мира, в которых располагаются основные источники финансирования террористической деятельности. Одним из камней преткновения на пути сотрудничества с РГТФ остается отсутствие у ФАТФ инструментов, позволяющих ей привлекать к своей работе экспертов региональных групп в обязательном порядке, а также влиять на их деятельность путем наложения санкций.
МИРОВОЙ БИЗНЕС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
В статье исследуются взаимосвязи развития торговых отношений, международного регулирования международной торговли и эволюции трубопроводного транспорта. Рассматриваются сотрудничество США и Канады в сфере трансграничных поставок нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также вопросы стандартизации, которые непосредственно связаны с его функционированием.
Основной фокус сделан на практике развития и расширения сотрудничества в Северной Америке, которой свойственно активное взаимодействие органов исполнительной власти, выраженное в международных правовых актах как юридически обязывающего, так и необязательного характера. В системе ВТО проводится разграничение между двумя терминами: «стандарт», соблюдение которого является добровольным, и «технический регламент», включающий требования, соблюдение которых для компаний обязательно. Соглашение по техническим барьерам в торговле признает за странами право устанавливать технические регламенты, включая требования к маркировке и упаковке товаров, которые должны базироваться на научно обоснованных данных. Аналогичные правила относятся и к процессам определения соответствия стандартам – сертификации.
Использование международных стандартов представляется перспективным направлением развития национальных систем стандартизации, однако необходимость регуляторных органов приводить стандартизацию в соответствие с региональными и международными стандартами порождает ряд специфических проблем.
За последние три-четыре десятилетия международное сообщество не единожды сталкивалось с резким падением мировых цен на нефть, последнее из которых началось в июне 2014 г. К январю 2016 г. стоимость нефти марки Brent упала на 77% и впоследствии стала колебаться на относительно невысоких отметках. По мнению некоторых аналитиков, у обвала нефтяных цен в середине 2010-х годов есть много общего с обрушением мирового рынка нефти в середине 1980-х годов. И в первом, и во втором случаях нестабильность была спровоцирована существенным увеличением добычи нефти в некоторых экспортирующих государствах. Ответ на вопрос, были ли эти действия политически мотивированными, по-прежнему остается открытым. Присутствует точка зрения, согласно которой в годы «холодной войны» главным объектом подобной агрессивной ценовой политики был СССР, а в середине 2010-х годов – Россия, ведущая независимую внешнюю политику на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Тем не менее не все специалисты разделяют данную точку зрения. В настоящей статье анализируются различные версии, объясняющие обвал нефтяных цен в середине 2010-х годов, в том числе в сравнении с аналогичными явлениями падения нефтяных котировок в прошлом. В частности, допускается, что подобные явления могут иметь сугубо экономические причины: циклический дисбаланс мирового спроса и предложения; постоянная острая конкурентная борьба экспортеров углеводородов за ограниченные рынки сбыта, особенно в эпоху стремительного развития возобновляемой энергетики. Кроме того, приводится альтернативная точка зрения, согласно которой Саудовская Аравия и некоторые другие члены ОПЕК допустили обвал нефтяных котировок в середине 2010-х годов с той лишь целью, чтобы нанести удар по американской сланцевой индустрии, которая за несколько лет привела к затовариванию мирового нефтяного рынка.
PERSONA GRATA
Интервью с Ф.Г. Войтоловским
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
В статье обсуждается проблема доверия к социальной науке в контексте современной глобализации науки и общественных трансформаций, которые происходили в России в последнее время. Ставится актуальный вопрос измерения уровня доверия к социальной науке со стороны представителей вузовской и академической науки, чиновников и представителей бизнеса, журналистов и руководителей СМИ, а также студенческого сообщества как потребителя знания, производимого социальными науками. Целью статьи является обоснование теоретико-методологического подхода к исследованию данной проблемы и описание результатов его апробирования на группе экспертов – представителей вузовской науки из различных регионов России. Высказывается предположение, что снижение уровня доверия к социальной науке обусловлено как универсальными, характерными для многих стран причинами, так и специфическими для России факторами. К универсальным факторам относится, в частности, трансформация института академической науки в постакадемическую, ориентированную на прикладные результаты и коммерческую эффективность. Специфическими для России факторами полагаются: во-первых, институциональная нестабильность, которая привела к ослаблению потребности в научных разработках со стороны государства и бизнеса; во-вторых, трансформации внутри самого института науки, провоцирующие имитационную научную деятельность и снижение добросовестности исследователей; в-третьих, слепое заимствование западных методологий и подходов к анализу российских явлений; в-четвертых, феномен «утечки мозгов».
В статье формулируются рамочные методологические принципы эмпирического исследования проблемы доверия: предметное поле, теоретический и эмпирический объекты исследования. Выделены абстрактное доверие к науке в целом и конкретное доверие к определенным ученым, школам и коллективам. Разработана система показателей измерения уровня доверия к социальной науке.
Представлены результаты опроса представителей вузовской науки, показавшего валидность разработанного инструментария; потенциальные направления дальнейших исследований доверия; возможные пути повышения доверия к социальным наукам в России. Авторы формулируют вывод, согласно которому исследование доверия к социальным наукам на основе предложенной методологии позволит получить надежные данные для осуществления управленческих решений в сфере научной политики.
SCRIPTA MANENT
Рецензия на книгу: Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2017. 339 с.
Рецензия на книгу: Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс / Под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2017. 916 с.
Рецензия на книгу: Хюве С. Россия и ООН: Организация Объединенных Наций: рамки и инструмент для российской внешней политики (1999–2015). Париж: Изд-во «Хартманн», 2015. 186 с.
ISSN 1811-2773 (Online)