Preview

Международные процессы

Расширенный поиск
Том 15, № 1 (2017)

РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ

6-12 1
Аннотация

Статья посвящена проблеме интернационализации отечественных вузов – одному из главных приоритетов развития высшей школы в России. Университетское образование по своей природе не способно развиваться в отрыве от глобального академического пространства, так как ориентировано на приближение обучающихся к фронтиру общечеловеческого познания в осваиваемых предметных областях. Между тем в 2010-х годах в отечественном вузовском сообществе утвердилась узкая трактовка интернационализации, определяемая формальными измерителями, введенными международными системами оценивания учреждений высшего образования. Эти измерители не позволяют учитывать специфику задач развития конкретных вузов и учебных программ, а также роль университетов с точки зрения укрепления комплексного национального потенциала. Отражением имитационной модели развития нередко становится неоправданная погоня за высокими местами в различных международных рейтингах, а интернационализация перестает быть средством повышения качества научных исследований и преподавания, а становится самоцелью. Автор, опираясь на опыт одного из ведущих вузов России, МГИМО, очерчивает два основных вызова интернационализации, в том числе ее влияние на качество подготовки студентов и финансовую устойчивость университетов. Подлинная и полезная интернационализация предполагает создание совместных программ академического характера, которые могут стать элементами транснациональной научной инфраструктуры. В числе конкретных мер предлагается рассмотреть либерализацию законодательства и налоговой политики в отношении зарубежных студентов и научно-педагогических работников. Успешная интернационализация оказывается возможной лишь на путях консолидации российского вузовского сообщества, а не возрастания конкуренции между отдельными университетами.

13­-34 1
Аннотация

В центре внимания статьи – вопрос о том, как и почему несистемный кандидат Дональд Трамп смог победить на выборах 2016 г. в США, несмотря на сопротивление собственной партии и большей части политической элиты страны. Анализируются американские дебаты о причинах, характере и возможных последствиях этого феномена для будущего американской демократии. Важнейшим слагаемым победы Трампа стало протестное голосование трудовой Америки, прежде всего – жителей штатов Среднего Запада и американской глубинки вследствие ухудшения их материального положения, обусловленного негативными последствиями глобализации и деинду стриализации страны. Вторым мотивом протестных настроений стало болезненное восприятие голосовавшими потери национальной идентичности в условиях глубоких изменений расово-этнического состава населения США и распространения политики мультикультурализма, навязываемой либеральной элитой страны. Избирательная кампания Трампа сумела эффективно мобилизовать и оседлать этот социальный протест, направив его против политической элиты, ведущих СМИ и политико-академического сообщества, обвиненных в грубом игнорировании интересов простых американцев. Выступая от имени «забытой Америки», Трамп предложил популистскую программу действий, созвучную ее настроениям. Политический класс страны воспринял победу Трампа и его сторонников как авторитарно-националистическую угрозу либеральным институтам, которую необходимо купировать. Актуальность задачи защиты либеральной демократии от ее популистских крайностей усиливается ее интернациональным характером. В статье рассматривается эрозия основных институциональных преград на пути популистского протеста – антимажоритарных элементов конституции Соединенных Штатов, контроля партийного руководства над номинационным процессом, доминирования политической элиты в информационном пространстве через ведущие СМИ и экспертное сообщество. Поскольку процесс этой эрозии носит необратимый характер, основное внимание в развернувшихся в США дебатах концентрируется на поисках конструктивного ответа на популистский вызов, нацеленного на минимизацию его предпосылок – вопиющего социально-экономического неравенства, негативных последствий глобализации, крайностей мультикультурализма. Феномен Трампа, заключает автор, поставил американский либерализм перед серьезным испытанием.

35-48 1
Аннотация

Цель настоящего исследования – определить роли многосторонней дипломатии в урегулировании ливийского кризиса. Автор анализирует этапы его развития через рассмотрение политических инициатив, выдвигавшихся внешними игроками. В статье рассматривается деятельность международных организаций, участвовавших в урегулировании гражданского конфликта (ООН, Европейского Союза, Африканского союза, Лиги арабских государств).

Многосторонняя дипломатия может увенчаться успехом только при условии согласованных действий всех вовлеченных в нее игроков. Между тем ливийский сюжет выявил глубокие разногласия как внутри Совета Безопасности ООН, так и между не входящими в этот орган государствами и между различными международными организациями. Позиция нефтяных компаний, понёсших потери от введённых санкций, также затрудняла урегулирование конфликта. По мере развития кризиса становилось очевидным, что дипломатия принуждения, изначально призванная заста­ вить ливийское руководство изменить свой политический курс, превратилась в политику смены режима, чреватую дальнейшими политическими и социальными потрясениями.

Ситуация в Ливии дает богатую пищу для критического переосмысления форматов внешнего вмешательства в интернационализированные конфликты. На территории Ливии продолжаются нарушения прав человека и положений международного гуманитарного права, применяются пытки. В результате сотни тысяч ливийцев вынужденно покинули свои дома и эмигрировали. Резко ухудшилась экономическая ситуация, снизилась добыча нефти. Экономика Ливии сократилась в два раза, а государственный долг стал одним из самых высоких в мире. Ливийский казус в очередной раз порождает сомнения в эффективности произвольно интерпретируемой концеп­ции «дипломатии принуждения»: современный мир нуждается в ренессансе традиционной дипломатии как инструмента разрешения конфликтов путем переговоров и диалога.

49-59 2
Аннотация

Ввиду обострения роста международной конкуренции и исчерпания ресурсов имитационного инновационного развития, быстрорастущие экономики реализуют стратегии перехода к модели интенсивного инновационного роста и качественной трансформации национальных инновационных систем (НИС). Результат этого процесса может модифицировать архитектуру международных отношений, региональные и глобальный балансы сил. В статье анализируются теоретические положения, связанные с определением возможностей, перспектив и факторов инновационной трансформации быстрорастущих стран. Кратко рассматриваются основные теории инновационного развития, связанные с «прорывными» технологиями, и теории, признающие главенство рыночных факторов.

Несмотря на то что две группы теорий противопоставляются друг другу, новая модель инновационного развития быстрорастущих экономик определяется их потенциалом в сфере как «прорывных» технологий, так и «подрывных» инноваций. По итогам проведенного анализа признается, что важнейшим фактором формирования данного потенциала выступают инновационные институты и в широком смысле культура.

Сопоставление институтов и ресурсов быстрорастущих экономик с ведущими странами Запада дает ограниченные основания ожидать формирования новых влиятельных центров интенсивного инновационного развития, несмотря на улучшение институционально-культурных характеристик быстрорастущих экономик. Гипотезой исследования, позволяющей объяснить анализируемые феномены и определить потенциал трансформации НИС быстрорастущих стран, является секторальный характер развития инновационных институтов, предполагающий, что в отдельных подотраслях, секторах или кластерах складываются более благоприятные условия для интенсивного инновационно-технологического развития, которые затем могут распространиться на экономику в целом. Подобный подход обусловливает бόльшую реалистичность трансформации НИС быстрорастущих экономик как менее ресурсозатратный и более управляемый. Материальными носителями этих изменений выступают сообщества практики и инноваций.

В заключение отмечается, что даже при секторальном подходе успех трансформации не предопределен. Динамика развития национальных инновационных институтов и культур в условиях быстрорастущих экономик способна или увеличить разрыв в развитии между ними и развитыми странами, или же, напротив, сформировать новые возможности их лидерства.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЗМЫ

60-78 1
Аннотация

Вопросы безопасности занимают центральное место в изучении международных отношений. Вместе с тем в определении самого понятия «безопасность» остаются пробелы. Это обстоятельство не только препятствует осмыслению особенностей становления и эволюции научных школ, их текущего состояния и перспектив дальнейших исследований, но и затрудняет разработку и реализацию на практике стратегий, призванных ответить на новые вызовы и угрозы индивидам, обществам, государствам и международному сообществу в целом. Задать основу для системного изучения понятия «безопасность» может обращение к анализу базовых онтологических и эпистемологических установок, на которых строятся наиболее распространенные подходы к его определению. С этой целью в статье рассматривается полемика, развернувшаяся в международно-политической науке в 1990-х годах относительно возможности, допустимости и необходимости качественного расширения исследовательского поля безопасности в постбиполярный период.

Анализ этой дискуссии позволяет выделить два принципиально различных способа концептуализации понятия «безопасность»: традиционный и постмодернистский. Расхождения между ними проявляются в таких фундаментальных вопросах, как оценка субстантивного статуса субъекта и объекта безопасности; возможность обретения объективного знания о процессах и явлениях в сфере безопасности; цель исследований безопасности. Соответственно, в обсуждении вопроса о расширении исследовательского поля безопасности можно условно выделить два уровня: первый – составляют исследования, написанные в рамках рационалистических подходов; появление второго уровня увязывается с проникновением в исследования безопасности постмодернистских, дискурсивных подходов, которые предложили альтернативный взгляд на ключевые элементы теории международных отношений, ее основные понятия и принципы.

Подобное структурирование подходов к изучению проблематики безопасности может стать отправной точкой при осмыслении современных концепций безопасности, оценке и уточнении их содержания и значения.

ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ

79-91 1
Аннотация

Развитие нанотехнологий – первая глобальная научно-технологическая инициатива XXI века, привлекшая значительный исследовательский, экономический и политический интерес. Правительства многих стран, видя в нанотехнологиях источник преобразующих инноваций (воздействие которых может возрасти через конвергенцию с биои инфокогнитивными технологиями), приняли национальные исследовательские программы. Существенное значение, которое нанотехнологии имеют для построения экономики, основанной на знаниях, привлекло к ним внимание представителей общественных дисциплин. Нано-библиометрия, возникшая на Западе в конце 1990-х годов, превратилась в 2000-х годах в быстрорастущую область активной деятельности исследователей, аналитических центров и правительственных организаций, а межстрановые сопоставления стали одной из ее важных тем. В статье представлен сравнительный анализ публикационной активности России и ряда других активных в области нано-исследований стран в период 2000–2014 гг. на основании данных (около 570 тыс. публикаций), полученных из базы данных Science Citation Index Expanded. В числе анализируемых – такие библиометрические индикаторы, как публикационный выход, цитируемость и соавторские связи.

Согласно полученным выводам, несмотря на спад ажиотажа, объем исследований в сфере нанотехнологий продолжает нарастать. В силу неравномерности этот рост сопровождается значительными изменениями мирового нанотехнологического ландшафта, иллюстрацией которого служит сдвиг центра мировых исследований в азиатский регион. Ведущие западные игроки все больше уступают азиатским странам как в объеме, так и научном влиянии производимых исследований. В частности, США утратили свое лидерство под натиском Китая и Сингапура, Южная Корея все активнее наступает на позиции Германии, а поздно стартовавший Иран занял к 2014 г. пятое место по публикационному выходу. Россия на этом фоне не смогла достигнуть поставленной цели вхождения в число мировых нанотехнологических лидеров. Промежуточные итоги российской нанотехнологической политики рассматриваются в статье в контексте завершения «Программы развития наноиндустрии в РФ до 2015 года».

92-107 1
Аннотация

Развертывание деятельности исламистских группировок в странах бассейна озера Чад повышает вероятность зарождения новых и эскалации существующих межэтнических и межрелигиозных конфликтов на этих территориях; способно привести к возникновению транснациональных объединений, опирающихся на экстремистскую идеологию. В то же время локальные этногеографические особенности данного региона служат основой вызревания противоположно направленных тенденций: появлению на политической карте Африки новых квазигосударственных образований, отстаивающих собственные интересы.

Распространение «Боко Харам» и других близких по духу организаций возможно не только на новые штаты Нигерии, но и на иные государства региона. В этой связи целью настоящей статьи было выявление социальных оснований, содействующих распространению ареала активности исламистских группировок в отдельных административно-территориальных образованиях стран бассейна озера Чад. Перспектива появления в этом районе новых ячеек экстремистских организаций, таких как «Боко Харам», связывается с территориями, которые не только населены преимущественно мусульманами, но и характеризуются низкими уровнями грамотности и доходов жителей. В качестве территориального полигона для исследования выбраны административные единицы первого порядка – геополитические зоны, а также штаты Нигерии, регионы Нигера и Камеруна, макрорегионы Чада. Оценка уровня доходов и уровня грамотности населения обследуемых регионов производилась косвенным путем через показатель величины возрастной аккумуляции (модифицированный индекс Уиппля) на основании индекса массы тела жителей анализируемых административных образований. Иерархический кластерный анализ с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS Statistics 17.0 позволил ранжировать на основе массива данных четыре группы административно-территориальных единиц по уровню вероятности появления в них новых ячеек исламских экстремистских организаций.

Показано, что потенциальный вектор дальнейшего территориального развития «Боко Харам» имеет западное и северо-западное направление с преобладающей вероятностью формирования новых ячеек группировки в границах Нигерии. Данное положение позволяет предполагать, что распространение исламских экстремистских организаций в странах бассейна озера Чад будет носить локальный характер.

108-125 1
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые тенденции развития электронного правительства на примере России, Китая и США. Исследуется влияние международных рейтингов на национальные планы внедрения электронного правительства. Обосновывается значимость баланса между стремлением к повышению показателей в таких системах оценивания и потребностями, определяемыми исходя из социально-политических, экономических и культурных особенностей конкретных стран. Авторы анализируют эволюцию концепции «открытости власти» как одного из основополагающих принципов электронного правительства. Они акцентируют внимание на политических последствиях публикации открытых данных, включая возможность общественного мониторинга и контроля над деятельностью органов государственной власти. В статье исследуется комплекс вопросов институционального обеспечения развития электронного правительства, включая создание законодательной базы и формирования специализированных ведомств, ответственных за выработку и реализацию государственной политики в данной сфере. Статья содержит обзор основных концептуальных документов, определяющих особенности развития электронного правительства в США. На основании их анализа делается вывод о тенденциях по использованию мобильных средств информационного взаимодействия государственных ведомств с общественностью и обеспечению безопасности размещения и достоверности сведений, используемых при внедрении элементов электронного правительства. На примере реализации электронного правительства в Китае исследуется влияние бюрократической и идеологической инерции на внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность государственных органов.

126-142 1
Аннотация

В статье проанализированы основные тенденции международной торговли услугами. В частности, сопоставляются оценки международной торговли услугами через статистику платежного баланса и через показатель добавленной стоимости. Растущая фрагментация процесса производства между странами имеет важные последствия для мировой торговли и создаёт новые возможности для глобального роста. В условиях формирования глобальных цепочек создания стоимости торгово-инвестиционная открытость стран становится важным условием устойчивого экономического роста, а издержки протекционизма оказываются гораздо выше, чем ранее. Традиционный инструментарий торговой политики в виде таможенных тарифов неприменим к торговле услугами, учитывая специфические характеристики объекта купли-продажи. Торговля услугами, как правило, ограничивается посредством барьеров по доступу на рынок либо посредством предоставления иностранным поставщикам менее благоприятного режима по сравнению с национальными  поставщиками.
Авторы проанализировали эволюцию методов анализа барьеров в торговле услугами и классифицировали существующие подходы к количественной оценке таких ограничений. В статье дан обзор мер в отношении торговли услугами на основании соответствующих уведомлений стран– членов Всемирной торговой организации. Современные тенденции в международной торговле сопряжены с уменьшением темпов роста и значимости материального производства и параллельным развитием торговли услугами. Тот факт, что она стала за последние десятилетия не только одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, но и важной составляющей национальных хозяйств, диктует расширение государственного регулирования данной сферы.
Авторы заключают, что для развития сектора услуг крайне важна оценка используемых регулятивных мер с точки зрения создания барьеров международной торговли. Положения Генерального соглашения по торговле услугами значительно отстают от практики применения мер, оказывающих реальное воздействие на международную торговлю услугами.

143-156 1
Аннотация

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) вырабатывает международные стандарты по противодействию финансированию терроризма и критерии оценивания национальных юрисдикций на предмет соответствия им. В своей работе ФАТФ сталкивается с рядом проблем, которые проистекают как из организационной структуры, так и из практик ее деятельности. Их проблематизация и систематизация представляются основными задачами настоящей статьи. Как и другие международные институты, ФАТФ ограничена мандатом, который может быть расширен или продлен только по решению государств-членов. Такое положение негативно сказывается на ресурсе автономного действия Группы и ведет к коллизиям при оценивании национальных юрисдикций. Один из главных критериев отнесения государства к разряду некооперативных – несоответствие юрисдикции антиоффшорным рекомендациям организации. Последние в первую очередь наносят ущерб экономикам малых оффшорных стран в отсутствие разработанной программы формирования альтернативных источников дохода для них. Между тем ряд развитых стран (например, Великобритания и Швейцария), являющихся оффшорными центрами, до сих пор ни разу не числились в списках некооперативных государств ФАТФ. Наиболее явно проблема двойных стандартов Группы проявляется при сравнении её отношения к развитым и развивающимся странам. Внедрение стандартов организации во многом зависит от эффективной деятельности региональных групп (РГТФ), сотрудничество с которыми остается ограниченным, в том числе в тех частях мира, в которых располагаются основные источники финансирования террористической деятельности. Одним из камней преткновения на пути сотрудничества с РГТФ остается отсутствие у ФАТФ инструментов, позволяющих ей привлекать к своей работе экспертов региональных групп в обязательном порядке, а также влиять на их деятельность путем наложения санкций.

МИРОВОЙ БИЗНЕС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

169-175 2
Аннотация

В статье исследуются взаимосвязи развития торговых отношений, международного регулирования международной торговли и эволюции трубопроводного транспорта. Рассматриваются сотрудничество США и Канады в сфере трансграничных поставок нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также вопросы стандартизации, которые непосредственно связаны с его функционированием.

Основной фокус сделан на практике развития и расширения сотрудничества в Северной Америке, которой свойственно активное взаимодействие органов исполнительной власти, выраженное в международных правовых актах как юридически обязывающего, так и необязательного характера. В системе ВТО проводится разграничение между двумя терминами: «стандарт», соблюдение которого является добровольным, и «технический регламент», включающий требования, соблюдение которых для компаний обязательно. Соглашение по техническим барьерам в торговле признает за странами право устанавливать технические регламенты, включая требования к маркировке и упаковке товаров, которые должны базироваться на научно обоснованных данных. Аналогичные правила относятся и к процессам определения соответствия стандартам – сертификации.

Использование международных стандартов представляется перспективным направлением развития национальных систем стандартизации, однако необходимость регуляторных органов приводить стандартизацию в соответствие с региональными и международными стандартами порождает ряд специфических проблем.

176-185 2
Аннотация

За последние три-четыре десятилетия международное сообщество не единожды сталкивалось с резким падением мировых цен на нефть, последнее из которых началось в июне 2014 г. К январю 2016 г. стоимость нефти марки Brent упала на 77% и впоследствии стала колебаться на относительно невысоких отметках. По мнению некоторых аналитиков, у обвала нефтяных цен в середине 2010-х годов есть много общего с обрушением мирового рынка нефти в середине 1980-х годов. И в первом, и во втором случаях нестабильность была спровоцирована существенным увеличением добычи нефти в некоторых экспортирующих государствах. Ответ на вопрос, были ли эти действия политически мотивированными, по-прежнему остается открытым. Присутствует точка зрения, согласно которой в годы «холодной войны» главным объектом подобной агрессивной ценовой политики был СССР, а в середине 2010-х годов – Россия, ведущая независимую внешнюю политику на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Тем не менее не все специалисты разделяют данную точку зрения. В настоящей статье анализируются различные версии, объясняющие обвал нефтяных цен в середине 2010-х годов, в том числе в сравнении с аналогичными явлениями падения нефтяных котировок в прошлом. В частности, допускается, что подобные явления могут иметь сугубо экономические причины: циклический дисбаланс мирового спроса и предложения; постоянная острая конкурентная борьба экспортеров углеводородов за ограниченные рынки сбыта, особенно в эпоху стремительного развития возобновляемой энергетики. Кроме того, приводится альтернативная точка зрения, согласно которой Саудовская Аравия и некоторые другие члены ОПЕК допустили обвал нефтяных котировок в середине 2010-х годов с той лишь целью, чтобы нанести удар по американской сланцевой индустрии, которая за несколько лет привела к затовариванию мирового нефтяного рынка.

PERSONA GRATA

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

186-199 1
Аннотация

В статье обсуждается проблема доверия к социальной науке в контексте современной глобализации науки и общественных трансформаций, которые происходили в России в последнее время. Ставится актуальный вопрос измерения уровня доверия к социальной науке со стороны представителей вузовской и академической науки, чиновников и представителей бизнеса, журналистов и руководителей СМИ, а также студенческого сообщества как потребителя знания, производимого социальными науками. Целью статьи является обоснование теоретико-методологического подхода к исследованию данной проблемы и описание результатов его апробирования на группе экспертов – представителей вузовской науки из различных регионов России. Высказывается предположение, что снижение уровня доверия к социальной науке обусловлено как универсальными, характерными для многих стран причинами, так и специфическими для России факторами. К универсальным факторам относится, в частности, трансформация института академической науки в постакадемическую, ориентированную на прикладные результаты и коммерческую эффективность. Специфическими для России факторами полагаются: во-первых, институциональная нестабильность, которая привела к ослаблению потребности в научных разработках со стороны государства и бизнеса; во-вторых, трансформации внутри самого института науки, провоцирующие имитационную научную деятельность и снижение добросовестности исследователей; в-третьих, слепое заимствование западных методологий и подходов к анализу российских явлений; в-четвертых, феномен «утечки мозгов».

В статье формулируются рамочные методологические принципы эмпирического исследования проблемы доверия: предметное поле, теоретический и эмпирический объекты исследования. Выделены абстрактное доверие к науке в целом и конкретное доверие к определенным ученым, школам и коллективам. Разработана система показателей измерения уровня доверия к социальной науке.

Представлены результаты опроса представителей вузовской науки, показавшего валидность разработанного инструментария; потенциальные направления дальнейших исследований доверия; возможные пути повышения доверия к социальным наукам в России. Авторы формулируют вывод, согласно которому исследование доверия к социальным наукам на основе предложенной методологии позволит получить надежные данные для осуществления управленческих решений в сфере научной политики.

SCRIPTA MANENT

200-202 1
Аннотация

Рецензия на книгу: Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2017. 339 с.

203-207 1
Аннотация

Рецензия на книгу: Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс / Под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2017. 916 с.

208-211 1
Аннотация

Рецензия на книгу: Хюве С. Россия и ООН: Организация Объединенных Наций: рамки и инструмент для российской внешней политики (1999–2015). Париж: Изд-во «Хартманн», 2015. 186 с.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)