Preview

Международные процессы

Расширенный поиск
Том 19, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ

6-25 406
Аннотация

В фокусе статьи – государственная политика Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Цель исследования состоит в определении основных направлений укрепления международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности на различных уровнях международных отношений. Автор даёт оценку профильному двустороннему сотрудничеству на примере Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Автором обобщаются российские инициативы, выдвигаемые в многосторонних институтах: особое внимание уделяется взаимодействию в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ и АСЕАН. Региональное и межрегиональное взаимодействие в данной сфере позволяет обеспечить стабильность и безопасность соответствующих регионов с учётом национальных интересов. В статье также рассматриваются российские проекты, продвигаемые на глобальном уровне, – резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: благодаря России и её партнерам удалось закрепить свод международных правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве. Помимо этого, ощутимым российским вкладом в институционализацию профильного дискуссионного механизма в ООН стал созыв новой Рабочей группы открытого состава – инклюзивной площадки для непрерывного и транспарентного диалога по проблематике международной информационной безопасности. Автор приходит к выводу, что реализация российских инициатив и достигнутые договорённости о сотрудничестве содействуют развитию политико-правовых основ системы обеспечения международной информационной безопасности. Нацеленность России на содействие формированию такой системы подтверждают обновлённые Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Однако предпринимаемые Россией практические шаги в указанной области не являются достаточными, поскольку для формирования системы обеспечения международной информационной безопасности необходимы усилия всего мирового сообщества.

26-46 509
Аннотация

Статья посвящена анализу алгокогнитивной культуры – сетевой реальности, в которую вошло человечество, но которая остаётся осознанной далеко не в полной мере. К началу 2020-х годов исчезло понятие приватности; все перемещения человека, его круг общения, его переписка и покупки автоматически фиксируются и полностью прозрачны для информационных корпораций. Практически непреодолима проблема фейковых новостей: попадание такой новости в информационный каскад становится событием до каких бы то ни было расследований и опровержений. Возникла «культура отмены», в рамках которой априори отсутствуют критерии добра и зла, и из информационного оборота можно вычеркнуть любые массивы знаний, не отвечающих требованиям самопровозглашённой новой этики. Сложившееся положение дел авторы сравнивают с эпохой доминирования софистов в Древней Греции, когда истина определялась в зависимости от конъюнктуры, и находят актуальные аналогии. В этом контексте авторы формулируют понятие «когнитивная уязвимость»: в новой реальности появилась возможность управлять массами людей, задавая не только их покупательское, но и политическое поведение. Авторы определяют сетевую реальность как систему, альтернативную социализации, где задаваемые последней мировоззренческие и ценностные системы координат конкурентоспособнее реальных, а значит, и де-факто вытесняют их. Описанная ситуация формируется за счёт своеобразного расщепления личности, когда эмоциональная реакция де-факто отделяется от рациональной деятельности, ориентированной на реальные цели, и замыкается на виртуальную действительность. На достижение этой цели нацелены алгоритмы, регулирующие выдачи постов в социальных сетях. В обосновании этого тезиса авторы опираются на опыт Фейсбука: используемый этим сервисом алгоритм MSI культивирует споры и расколы между его пользователями по любому поводу. Таким образом, американские информационные корпорации движутся к тому, чтобы обладать суверенитетом над сознанием внешних для США обществ. На этот вызов уже ответил Китай, который с 1 сентября 2021 г. национализировал алгоритмы и передал их под контроль Компартии. Авторы анализируют предпринятые КНР шаги и приходят к заключению, что в случае у спеха Пекин преобразуется не только в экономический, но и идеологический полюс, альтернативный Соединённым Штатам, делающий заявку на восстановление биполярной мирполитической системы.

47-67 901
Аннотация

Глобальная цифровая революция привела к трансформации технологического и экономического укладов, общественных отношений и самой философии жизни человека. Трансграничный характер цифровой среды обусловил возникновение новых, глобальных угроз и вывел на повестку дня вопросы функционирования государств в условиях новой цифровой реальности, границ между национальным и международным, правил взаимодействия в Интернете и понимания «суверенитета» государства в цифровую эпоху. Настоящее исследование направлено на концептуализацию понятия «цифровой суверенитет». Кроме того, в статье мы рассматриваем эволюцию двух конкурирующих взглядов на интернет-пространство и обозначаем пути обеспечения суверенитета в условиях тотальной цифровизации. «Цифровая вседозволенность» последних трёх десятилетий существенным образом стимулировала инновации, экономическое освоение новой среды и улучшение качества жизни населения. Вместе с тем она привела к размыванию регулирующей роли государства и осложнила выполнение такой ключевой функции, как обеспечение безопасности граждан. Сегодня перед государствами стоит непростая задача: найти эффективные механизмы обеспечения суверенитета в цифровом пространстве без ущерба для положительных аспектов цифровой революции, а также выработать оптимальную глобальную архитектуру, в рамках которой будет гарантировано равноправие и безопасность всех вовлечённых сторон. В современном мире сформировались несколько подходов к определению понятия «кибербезопасность» и вариантов интерпретации категории «суверенитета», что лишь усугубляет набирающее обороты межгосударственное противостояние. Таким образом, рассматриваемая в этой работе проблема актуальна как с теоретической, так и с практической точки зрения. Цифровой технологический суверенитет государства представляет собой не только основу «цифрового лидерства», но является также необходимым условием суверенитета политического и его национальной независимости. Выбор модели организации и управления киберпространством в будущем будет оказывать существенное влияние на облик всей международной системы. В этой работе рассматриваются основные теоретические подходы к явлению «цифрового суверенитета»; анализируется эмпирический опыт ключевых государств и международных институтов, занятых разработкой этой проблематики, а также обосновывается необходимость создания двухуровневой системы управления глобальным киберпространством как оптимального для текущего этапа развития информационных технологий механизма разрешения проблемы цифрового суверенитета.

ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ

68-88 678
Аннотация

2017 г. между странами–участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Индией начались переговоры о создании зоны свободной торговли, в ходе которых обсуждаются в первую очередь вопросы либерализации торговли, в том числе снижение и обнуление ставок таможенных пошлин, а также устранение нетарифных ограничений. Цель настоящего исследования заключается в количественной оценке потенциального влияния взаимной тарифной либерализации на динамику двусторонней торговли России и Индии, позволяющей выработать ключевые принципы переговорной позиции России (в составе ЕАЭС) с учётом её стратегических интересов. Методология исследования основана на модели частичного равновесия SMART и качественном анализе тенденций импортного спроса и степени торгового протекционизма со стороны Индии в отношении поставок из стран–участниц ЕАЭС. В рамках исследования было установлено, что в случае симметричной тарифной либерализации потенциальный рост российского экспорта в Индию может оказаться выше соответствующих эффектов по импорту, что позволит увеличить положительное сальдо двусторонней торговли. Это отвечает интересам России, однако в условиях хронического торгового дефицита вряд ли соответствует приоритетам Индии. Реализация интеграционного сценария может способствовать диверсификации сырьевого компонента российского экспорта за счёт роста поставок угля, в меньшей степени – металлов (алюминия, меди и изделий из них), тогда как возможности нарастить экспорт высокотехнологичной продукции ограниченны. Зона свободной торговли может стать важным инструментом укрепления на индийском рынке позиций российских экспортёров удобрений и отдельных категорий сельскохозяйственной продукции, спрос на которые в Индии стремительно увеличивается. Индия, в свою очередь, может укрепиться на российском рынке лекарственных средств, а также нарастить экспорт текстильной продукции, украшений и отдельных категорий сельскохозяйственной продукции.

89-103 382
Аннотация

До пандемии COVID-19 международная миграция представляла собой глобальный процесс с многосторонним движением населения между государствами. Миграция предоставляла странам значительные возможности для развития, обеспечивая приток интеллектуального капитала, рабочей силы, финансовых средств. Например, в некоторых развивающихся странах объёмы денежных переводов от трудящихся-мигрантов были сопоставимы, а в последние годы даже превышали объёмы прямых иностранных инвестиций и помощи. По данным ООН, в 2020 г. каждый седьмой житель Земли был мигрантом. По сути, миграция стала глобальным фактором развития обществ и экономик. Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в международную миграцию, а также существенно трансформировала как международный, так и национальные рынки труда. В отношении международного рынка труда пандемия может рассматриваться как отрицательная экстерналия, а результатом её негативного воздействия стали провал экономики в целом и рынка труда в частности. Провал рынка труда выражался в неустойчивости спроса и предложения, приводившей к изменению условий труда и занятости, усилению структурных диспропорций в отношении компенсации за труд и распределения трудовых ресурсов по секторам экономики, а также к снижению значимости профессиональных форм организации рабочей силы. Применительно к процессам международной миграции можно констатировать формирование феномена «постковидного синдрома», под которым понимается восстановление масштабов миграционных потоков после пандемии, сопровождающееся трансформацией факторов и структуры миграции. В силу высокой значимости миграционных потоков для национальных экономик и мирового хозяйства данные изменения смогут существенным образом трансформировать международный и национальные рынки труда, на которых мигранты занимали значительные ниши. В этой связи актуализируется вопрос мониторинга и совершенствования механизмов управления миграцией в кризисных и постковидных условиях на международном и национальном уровнях.

104-122 690
Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния индийско-китайских отношений, их главным составляющим и перспективам. Мы выявляем основные обстоятельства, способствующие укреплению двустороннего сотрудничества Индии и Китая, в число которых входят активное политическое взаимодействие, развитая институциональная основа отношений, общность подходов к решению ключевых вопросов международной повестки дня и обширные экономические связи. Рассматриваются основные области противоборства между Индией и Китаем, включая территориальные споры, борьбу за доступ к водным и энергетическим ресурсам, соперничество за региональное и глобальное влияние. В статье выделены причины, подрывающие устоявшуюся систему взаимоотношений, в том числе общественное недоверие и неприязнь, наличие дисбалансов в торговле, политика третьих стран в Азии, несовпадение позиций по важным для двух стран вопросам регионального и международного значения, а также распространение инфекции COVID-19 как новое обстоятельство для мировой политики и экономики. Мы приходим к выводу о неоднозначном характере и противоречивой природе индийско-китайских отношений, с одной стороны, строящихся на крепкой политэкономической основе, а с другой – осложнённых рядом давних и новых проблем, не позволяющих выстраивать сотрудничество во многих сферах. Отношения между Индией и Китаем охарактеризованы как «вынужденное партнёрство». При этом мы отмечаем секьюритизацию двустороннего экономического взаимодействия. Приоритетное внимание уделено оценке комплементарности экономических систем двух стран по многим направлениям. В статье представлены результаты анализа перспектив индийско-китайского сотрудничества, возможностей углубления связей в торговле и инвестициях, энергетической сфере, в области науки и технологий, в культуре и межличностных связях. Представлена оценка возможности перерастания соперничества в ряде областей отношений в открытый военный конфликт, анализируются имеющиеся разногласия и взаимные претензии с точки зрения их воздействия на будущее развитие индийско-китайских связей. В статье подчёркивается незаинтересованность обеих сторон в полномасштабной войне при одновременной непредсказуемости поведения Индии и Китая в условиях нестабильности на международной и региональной аренах.

123-150 260
Аннотация

В работе рассматривается влияние различных стейкхолдеров на формирование приносящей доход деятельности университета. На сегодняшний день способность университета самостоятельно поддерживать своё финансовое благополучие в условиях ограниченной финансовой помощи со стороны государства находится в фокусе внимания как учёных, так и администраций университетов. Профессорско-преподавательский состав является одним из ключевых стейкхолдеров, применяющих различные инструменты для привлечения дохода в вуз, в том числе через взаимодействие с различными субъектами экономической деятельности. В рамках данного исследова- ния были применены количественные методы анализа. На основе вторичных данных о взаимодействии высших школ и предприятий в Великобритании автор провёл оценку воздействия различных стейкхолдеров на доходность вуза. Согласно полученным результатам государство и предприятия являются основными стейкхолдерами, которые оказывают значимое влияние на финансирование университетов, тогда как другие субъекты хотя и важны, но эффективность их воздействия зависит от каждого конкретного вуза. Это исследование может быть полезным для административного аппарата высшей школы, поскольку показывает различные стратегии взаимодействия со стейкхолдерами, что, в свою очередь, может привести к разработке своей стратегии поведения для увеличения доходности вуза.

ХОЛОДНО – О ГОРЯЧЕМ

151-162 381
Аннотация

Рост популизма в государствах–членах Европейского Союза, как масштабный внутренний вызов евроинтеграционному проекту, имеет проекцию на сферу внешней политики Брюсселя. Отклонение популистских программ и стратегий от позиций мейнстрима наиболее ярко проявляется в политике ЕС по отношению к России. В этой связи встаёт вопрос о соотношении внешнеполитических ориентаций европейских популистов с ключевой ценностью ЕС – принципом солидарности. В статье авторы стремятся ответить на вопрос, как формулируются и реализуются внешнеполитические программы популистов и способны ли они нанести ущерб воплощению принципа солидарности во внешней политике ЕС на российском направлении. Используя идейный или идеологический подход к пониманию популизма и сравнительный анализ внешнеполитических программ популистских акторов Германии, Великобритании и Венгрии, авторы приходят к выводу, что отклонения партий правопопулистской (АдГ, ПНСК, Фидес) и левопопулистской («Левые») окраски выражены в разной степени и предполагают различные акценты: «стратегический союз» по отношению к России у АдГ и «Левых»; прагматичная пророссийскость у Фидес, амбивалентное отношение у ПНСК. Европейские правые и левые популисты с разной степенью радикальности подходят к реализации принципа солидарности во внешнеполитическом курсе ЕС по отношению к России. При этом отчётливо проявляется ограниченность возможностей транслировать программы и установки популистов во внешнеполитический курс Брюсселя по отношению к России. Как следствие, несмотря на преимущественно пророссийскую риторику, популизм у власти и в оппозиции не способен демонтировать существующий консенсус во внешней политике ЕС. Природа популизма как идеологии и инструментальное использование левыми и правыми популистами темы России для «внутреннего потребления» выступают барьерами для реального оспаривания курса, проводимого Брюсселем. Более того, популисты становятся удобным «спарринг-партнёром» для укрепления солидарности государств–членов ЕС в выстраивании внешней политики в отношении Российской Федерации.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ

163-191 439
Аннотация

Данная статья представляет собой продолжение полемики о количественных методах в международных отношениях. В 2019 г. сразу две группы авторов опубликовали критические отзывы на мою статью «Статистика против истории»: 1) «Второй большой спор в контексте становления российской науки о международных отношениях» (Денис Дегтерёв); 2) «Наука без метода?» (Игорь Истомин, Андрей Байков, Константин Худолей). В данной статье автор последовательно рассматривает аргументы оппонентов и приводит свои контраргументы. Автор указывает, что в естественных науках учёные имеют дело с долгосрочными, относительно стабильными явлениями и процессами. Они объективны и имеют преимущественно повторяющийся характер, что позволяет выявлять устойчивые закономерности в их структуре, поведении, развитии, изменении. Автор указывает, что в гуманитарных науках по-прежнему исключительно важна договорённость по базовым понятиям, то есть научная конвенция. Здесь невозможно выразить математическими символами некое явление, поскольку оно имеет исторический контекст и ценностную нагрузку, изменчиво во времени и само зависимо от переменных. Объекты изучения гуманитарных наук полностью детерминированы социумом, историческим контекстом, установками исследователя. Изменение даже одной из указанных переменных способно привести к изменению смысла строго выверенного понятия, что обессмыслит математическое уравнение, положенное в его основу. Они не существуют вне человека и помимо человека, что делает невозможным разрыв с дескриптивной логикой Аристотеля. Попытки такого разрыва (а именно его мы часто видим в тех самых «количественных методах») приводит к появлению методологических проблем, а зачастую и к возникновению методологических бессмыслиц.

SCRIPTA MANENT. Рукописи не горят. Рецензии

192-196 204
Аннотация

Магадеев И.Э. В тени Первой мировой войны: Дилеммы европейской безопасности в 1920-е годы. М.: Аспект Пресс, 2021. 864 с.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-2756 (Print)
ISSN 1811-2773 (Online)