РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ
В фокусе статьи – государственная политика Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Цель исследования состоит в определении основных направлений укрепления международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности на различных уровнях международных отношений. Автор даёт оценку профильному двустороннему сотрудничеству на примере Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Автором обобщаются российские инициативы, выдвигаемые в многосторонних институтах: особое внимание уделяется взаимодействию в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ и АСЕАН. Региональное и межрегиональное взаимодействие в данной сфере позволяет обеспечить стабильность и безопасность соответствующих регионов с учётом национальных интересов. В статье также рассматриваются российские проекты, продвигаемые на глобальном уровне, – резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: благодаря России и её партнерам удалось закрепить свод международных правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве. Помимо этого, ощутимым российским вкладом в институционализацию профильного дискуссионного механизма в ООН стал созыв новой Рабочей группы открытого состава – инклюзивной площадки для непрерывного и транспарентного диалога по проблематике международной информационной безопасности. Автор приходит к выводу, что реализация российских инициатив и достигнутые договорённости о сотрудничестве содействуют развитию политико-правовых основ системы обеспечения международной информационной безопасности. Нацеленность России на содействие формированию такой системы подтверждают обновлённые Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности. Однако предпринимаемые Россией практические шаги в указанной области не являются достаточными, поскольку для формирования системы обеспечения международной информационной безопасности необходимы усилия всего мирового сообщества.
Статья посвящена анализу алгокогнитивной культуры – сетевой реальности, в которую вошло человечество, но которая остаётся осознанной далеко не в полной мере. К началу 2020-х годов исчезло понятие приватности; все перемещения человека, его круг общения, его переписка и покупки автоматически фиксируются и полностью прозрачны для информационных корпораций. Практически непреодолима проблема фейковых новостей: попадание такой новости в информационный каскад становится событием до каких бы то ни было расследований и опровержений. Возникла «культура отмены», в рамках которой априори отсутствуют критерии добра и зла, и из информационного оборота можно вычеркнуть любые массивы знаний, не отвечающих требованиям самопровозглашённой новой этики. Сложившееся положение дел авторы сравнивают с эпохой доминирования софистов в Древней Греции, когда истина определялась в зависимости от конъюнктуры, и находят актуальные аналогии. В этом контексте авторы формулируют понятие «когнитивная уязвимость»: в новой реальности появилась возможность управлять массами людей, задавая не только их покупательское, но и политическое поведение. Авторы определяют сетевую реальность как систему, альтернативную социализации, где задаваемые последней мировоззренческие и ценностные системы координат конкурентоспособнее реальных, а значит, и де-факто вытесняют их. Описанная ситуация формируется за счёт своеобразного расщепления личности, когда эмоциональная реакция де-факто отделяется от рациональной деятельности, ориентированной на реальные цели, и замыкается на виртуальную действительность. На достижение этой цели нацелены алгоритмы, регулирующие выдачи постов в социальных сетях. В обосновании этого тезиса авторы опираются на опыт Фейсбука: используемый этим сервисом алгоритм MSI культивирует споры и расколы между его пользователями по любому поводу. Таким образом, американские информационные корпорации движутся к тому, чтобы обладать суверенитетом над сознанием внешних для США обществ. На этот вызов уже ответил Китай, который с 1 сентября 2021 г. национализировал алгоритмы и передал их под контроль Компартии. Авторы анализируют предпринятые КНР шаги и приходят к заключению, что в случае у спеха Пекин преобразуется не только в экономический, но и идеологический полюс, альтернативный Соединённым Штатам, делающий заявку на восстановление биполярной мирполитической системы.
Глобальная цифровая революция привела к трансформации технологического и экономического укладов, общественных отношений и самой философии жизни человека. Трансграничный характер цифровой среды обусловил возникновение новых, глобальных угроз и вывел на повестку дня вопросы функционирования государств в условиях новой цифровой реальности, границ между национальным и международным, правил взаимодействия в Интернете и понимания «суверенитета» государства в цифровую эпоху. Настоящее исследование направлено на концептуализацию понятия «цифровой суверенитет». Кроме того, в статье мы рассматриваем эволюцию двух конкурирующих взглядов на интернет-пространство и обозначаем пути обеспечения суверенитета в условиях тотальной цифровизации. «Цифровая вседозволенность» последних трёх десятилетий существенным образом стимулировала инновации, экономическое освоение новой среды и улучшение качества жизни населения. Вместе с тем она привела к размыванию регулирующей роли государства и осложнила выполнение такой ключевой функции, как обеспечение безопасности граждан. Сегодня перед государствами стоит непростая задача: найти эффективные механизмы обеспечения суверенитета в цифровом пространстве без ущерба для положительных аспектов цифровой революции, а также выработать оптимальную глобальную архитектуру, в рамках которой будет гарантировано равноправие и безопасность всех вовлечённых сторон. В современном мире сформировались несколько подходов к определению понятия «кибербезопасность» и вариантов интерпретации категории «суверенитета», что лишь усугубляет набирающее обороты межгосударственное противостояние. Таким образом, рассматриваемая в этой работе проблема актуальна как с теоретической, так и с практической точки зрения. Цифровой технологический суверенитет государства представляет собой не только основу «цифрового лидерства», но является также необходимым условием суверенитета политического и его национальной независимости. Выбор модели организации и управления киберпространством в будущем будет оказывать существенное влияние на облик всей международной системы. В этой работе рассматриваются основные теоретические подходы к явлению «цифрового суверенитета»; анализируется эмпирический опыт ключевых государств и международных институтов, занятых разработкой этой проблематики, а также обосновывается необходимость создания двухуровневой системы управления глобальным киберпространством как оптимального для текущего этапа развития информационных технологий механизма разрешения проблемы цифрового суверенитета.
ФИКСИРУЕМ ТЕНДЕНЦИЮ
2017 г. между странами–участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Индией начались переговоры о создании зоны свободной торговли, в ходе которых обсуждаются в первую очередь вопросы либерализации торговли, в том числе снижение и обнуление ставок таможенных пошлин, а также устранение нетарифных ограничений. Цель настоящего исследования заключается в количественной оценке потенциального влияния взаимной тарифной либерализации на динамику двусторонней торговли России и Индии, позволяющей выработать ключевые принципы переговорной позиции России (в составе ЕАЭС) с учётом её стратегических интересов. Методология исследования основана на модели частичного равновесия SMART и качественном анализе тенденций импортного спроса и степени торгового протекционизма со стороны Индии в отношении поставок из стран–участниц ЕАЭС. В рамках исследования было установлено, что в случае симметричной тарифной либерализации потенциальный рост российского экспорта в Индию может оказаться выше соответствующих эффектов по импорту, что позволит увеличить положительное сальдо двусторонней торговли. Это отвечает интересам России, однако в условиях хронического торгового дефицита вряд ли соответствует приоритетам Индии. Реализация интеграционного сценария может способствовать диверсификации сырьевого компонента российского экспорта за счёт роста поставок угля, в меньшей степени – металлов (алюминия, меди и изделий из них), тогда как возможности нарастить экспорт высокотехнологичной продукции ограниченны. Зона свободной торговли может стать важным инструментом укрепления на индийском рынке позиций российских экспортёров удобрений и отдельных категорий сельскохозяйственной продукции, спрос на которые в Индии стремительно увеличивается. Индия, в свою очередь, может укрепиться на российском рынке лекарственных средств, а также нарастить экспорт текстильной продукции, украшений и отдельных категорий сельскохозяйственной продукции.
До пандемии COVID-19 международная миграция представляла собой глобальный процесс с многосторонним движением населения между государствами. Миграция предоставляла странам значительные возможности для развития, обеспечивая приток интеллектуального капитала, рабочей силы, финансовых средств. Например, в некоторых развивающихся странах объёмы денежных переводов от трудящихся-мигрантов были сопоставимы, а в последние годы даже превышали объёмы прямых иностранных инвестиций и помощи. По данным ООН, в 2020 г. каждый седьмой житель Земли был мигрантом. По сути, миграция стала глобальным фактором развития обществ и экономик. Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в международную миграцию, а также существенно трансформировала как международный, так и национальные рынки труда. В отношении международного рынка труда пандемия может рассматриваться как отрицательная экстерналия, а результатом её негативного воздействия стали провал экономики в целом и рынка труда в частности. Провал рынка труда выражался в неустойчивости спроса и предложения, приводившей к изменению условий труда и занятости, усилению структурных диспропорций в отношении компенсации за труд и распределения трудовых ресурсов по секторам экономики, а также к снижению значимости профессиональных форм организации рабочей силы. Применительно к процессам международной миграции можно констатировать формирование феномена «постковидного синдрома», под которым понимается восстановление масштабов миграционных потоков после пандемии, сопровождающееся трансформацией факторов и структуры миграции. В силу высокой значимости миграционных потоков для национальных экономик и мирового хозяйства данные изменения смогут существенным образом трансформировать международный и национальные рынки труда, на которых мигранты занимали значительные ниши. В этой связи актуализируется вопрос мониторинга и совершенствования механизмов управления миграцией в кризисных и постковидных условиях на международном и национальном уровнях.
Статья посвящена анализу современного состояния индийско-китайских отношений, их главным составляющим и перспективам. Мы выявляем основные обстоятельства, способствующие укреплению двустороннего сотрудничества Индии и Китая, в число которых входят активное политическое взаимодействие, развитая институциональная основа отношений, общность подходов к решению ключевых вопросов международной повестки дня и обширные экономические связи. Рассматриваются основные области противоборства между Индией и Китаем, включая территориальные споры, борьбу за доступ к водным и энергетическим ресурсам, соперничество за региональное и глобальное влияние. В статье выделены причины, подрывающие устоявшуюся систему взаимоотношений, в том числе общественное недоверие и неприязнь, наличие дисбалансов в торговле, политика третьих стран в Азии, несовпадение позиций по важным для двух стран вопросам регионального и международного значения, а также распространение инфекции COVID-19 как новое обстоятельство для мировой политики и экономики. Мы приходим к выводу о неоднозначном характере и противоречивой природе индийско-китайских отношений, с одной стороны, строящихся на крепкой политэкономической основе, а с другой – осложнённых рядом давних и новых проблем, не позволяющих выстраивать сотрудничество во многих сферах. Отношения между Индией и Китаем охарактеризованы как «вынужденное партнёрство». При этом мы отмечаем секьюритизацию двустороннего экономического взаимодействия. Приоритетное внимание уделено оценке комплементарности экономических систем двух стран по многим направлениям. В статье представлены результаты анализа перспектив индийско-китайского сотрудничества, возможностей углубления связей в торговле и инвестициях, энергетической сфере, в области науки и технологий, в культуре и межличностных связях. Представлена оценка возможности перерастания соперничества в ряде областей отношений в открытый военный конфликт, анализируются имеющиеся разногласия и взаимные претензии с точки зрения их воздействия на будущее развитие индийско-китайских связей. В статье подчёркивается незаинтересованность обеих сторон в полномасштабной войне при одновременной непредсказуемости поведения Индии и Китая в условиях нестабильности на международной и региональной аренах.
В работе рассматривается влияние различных стейкхолдеров на формирование приносящей доход деятельности университета. На сегодняшний день способность университета самостоятельно поддерживать своё финансовое благополучие в условиях ограниченной финансовой помощи со стороны государства находится в фокусе внимания как учёных, так и администраций университетов. Профессорско-преподавательский состав является одним из ключевых стейкхолдеров, применяющих различные инструменты для привлечения дохода в вуз, в том числе через взаимодействие с различными субъектами экономической деятельности. В рамках данного исследова- ния были применены количественные методы анализа. На основе вторичных данных о взаимодействии высших школ и предприятий в Великобритании автор провёл оценку воздействия различных стейкхолдеров на доходность вуза. Согласно полученным результатам государство и предприятия являются основными стейкхолдерами, которые оказывают значимое влияние на финансирование университетов, тогда как другие субъекты хотя и важны, но эффективность их воздействия зависит от каждого конкретного вуза. Это исследование может быть полезным для административного аппарата высшей школы, поскольку показывает различные стратегии взаимодействия со стейкхолдерами, что, в свою очередь, может привести к разработке своей стратегии поведения для увеличения доходности вуза.
ХОЛОДНО – О ГОРЯЧЕМ
Рост популизма в государствах–членах Европейского Союза, как масштабный внутренний вызов евроинтеграционному проекту, имеет проекцию на сферу внешней политики Брюсселя. Отклонение популистских программ и стратегий от позиций мейнстрима наиболее ярко проявляется в политике ЕС по отношению к России. В этой связи встаёт вопрос о соотношении внешнеполитических ориентаций европейских популистов с ключевой ценностью ЕС – принципом солидарности. В статье авторы стремятся ответить на вопрос, как формулируются и реализуются внешнеполитические программы популистов и способны ли они нанести ущерб воплощению принципа солидарности во внешней политике ЕС на российском направлении. Используя идейный или идеологический подход к пониманию популизма и сравнительный анализ внешнеполитических программ популистских акторов Германии, Великобритании и Венгрии, авторы приходят к выводу, что отклонения партий правопопулистской (АдГ, ПНСК, Фидес) и левопопулистской («Левые») окраски выражены в разной степени и предполагают различные акценты: «стратегический союз» по отношению к России у АдГ и «Левых»; прагматичная пророссийскость у Фидес, амбивалентное отношение у ПНСК. Европейские правые и левые популисты с разной степенью радикальности подходят к реализации принципа солидарности во внешнеполитическом курсе ЕС по отношению к России. При этом отчётливо проявляется ограниченность возможностей транслировать программы и установки популистов во внешнеполитический курс Брюсселя по отношению к России. Как следствие, несмотря на преимущественно пророссийскую риторику, популизм у власти и в оппозиции не способен демонтировать существующий консенсус во внешней политике ЕС. Природа популизма как идеологии и инструментальное использование левыми и правыми популистами темы России для «внутреннего потребления» выступают барьерами для реального оспаривания курса, проводимого Брюсселем. Более того, популисты становятся удобным «спарринг-партнёром» для укрепления солидарности государств–членов ЕС в выстраивании внешней политики в отношении Российской Федерации.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ
Данная статья представляет собой продолжение полемики о количественных методах в международных отношениях. В 2019 г. сразу две группы авторов опубликовали критические отзывы на мою статью «Статистика против истории»: 1) «Второй большой спор в контексте становления российской науки о международных отношениях» (Денис Дегтерёв); 2) «Наука без метода?» (Игорь Истомин, Андрей Байков, Константин Худолей). В данной статье автор последовательно рассматривает аргументы оппонентов и приводит свои контраргументы. Автор указывает, что в естественных науках учёные имеют дело с долгосрочными, относительно стабильными явлениями и процессами. Они объективны и имеют преимущественно повторяющийся характер, что позволяет выявлять устойчивые закономерности в их структуре, поведении, развитии, изменении. Автор указывает, что в гуманитарных науках по-прежнему исключительно важна договорённость по базовым понятиям, то есть научная конвенция. Здесь невозможно выразить математическими символами некое явление, поскольку оно имеет исторический контекст и ценностную нагрузку, изменчиво во времени и само зависимо от переменных. Объекты изучения гуманитарных наук полностью детерминированы социумом, историческим контекстом, установками исследователя. Изменение даже одной из указанных переменных способно привести к изменению смысла строго выверенного понятия, что обессмыслит математическое уравнение, положенное в его основу. Они не существуют вне человека и помимо человека, что делает невозможным разрыв с дескриптивной логикой Аристотеля. Попытки такого разрыва (а именно его мы часто видим в тех самых «количественных методах») приводит к появлению методологических проблем, а зачастую и к возникновению методологических бессмыслиц.
SCRIPTA MANENT. Рукописи не горят. Рецензии
Магадеев И.Э. В тени Первой мировой войны: Дилеммы европейской безопасности в 1920-е годы. М.: Аспект Пресс, 2021. 864 с.
ISSN 1811-2773 (Online)