В статье на примере курса, избранного администрацией Дж. Картера в отношении Гренадской революции, рассматриваются попытки реформирования основ внешней политики США. Для исследования данной проблематики автор обращается к реалистскому конструктивизму, предполагающему, что в основе определения национальных интересов и формирования внешнеполитической стратегии государства, наряду с укреплением мощи и влияния, лежит его стремление сохранить свою идентичность и следовать определенным ценностным установкам. Посредством легитимации прав человека в качестве основы внешней политики и их трансформации в принцип уважения национального суверенитета латиноамериканских стран Картер пытался бросить вызов доктрине Монро и утвердившейся во время «холодной войны» практике вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран. Анализируя императивы принятия решений правительством США в отношении Гренады, автор приходит к выводу, что вопреки мнению о выборе Соединёнными Штатами пути конфронтации с революционным правительством Гренады, его дискредитации и подрыва экономической стабильности, во время президентства Картера Вашингтон стремился наладить диалог с новой властью этого островного государства. Пример Гренады, которая вследствие произошедшей в стране внутриполитической трансформации оказалась участником типичного для «холодной войны» интернационализированного конфликта, позволяет проследить логику, противоречия и проблемы реализации обещанной Картером «моральной внешней политики». В результате общей динамики международных отношений и расклада внутриполитических сил в обеих странах эта стратегия не увенчалась успехом и имела последствия, во многом противоположные тем, во имя которых инициировались реформы.
Влияние на государства высокоразвитых преступных организаций радикально возросло: данные субъекты способны осуществлять силовой территориальный контроль, заменяя государственную власть. Это явление представляет собой фундаментальную угрозу безопасности государств, особенно в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. При достижении необходимого организационного, ресурсного и кадрового потенциала высокоразвитые преступные группировки приобретают формы повстанческого движения. В статье криминальные мятежи рассматриваются как формы неклассических военных конфликтов, которые могут соответствовать критериям внутренних вооружённых конфликтов. Криминальные мятежи могут распространяться через транснациональные криминальные сети. Цель исследования ‒ показать на примере конкретной транснациональной криминальной сети механизм интеграции в неё преступных организаций, способствующий экспансии или усилению криминальных мятежей. Преступные организации через интеграцию в транснациональные криминальные сети способны инициировать мятеж в государстве, где для него есть предпосылки. Этот вывод обусловлен ускоренным развитием преступных группировок через обмен информацией, организационными инновациями, ресурсами и предоставление выхода на глобальные нелегальные рынки. Механизм интеграции преступных организаций показан на примере транснациональной криминальной сети, представленной 27 бандами и картелями из шести стран. При помощи анализа социальных сетей определена топология сети и выявлены две подсети. Показана роль группировок, выступающих в качестве узлов-соединителей слоёв исследуемой сети. Вовлечение преступных организаций в транснациональные криминальные сети способствует распространению или усилению криминальных мятежей, являющихся примером неклассических военных конфликтов. Показан фактор коррупции в ряде стран Латинской Америки и Карибского бассейна и связь их правительств с преступными организациями. Криминальные мятежи имеют коммерческую природу, их негосударственные субъекты с криминально-экономической мотивацией способны наносить государству и обществу ущерб, сопоставимый с классическими военными конфликтами.
Цель статьи – провести микроуровневую оценку результативности российско-индийского научно-технического сотрудничества и выявить потенциал для его активизации через инструменты научной дипломатии. Представлен краткий терминологический анализ понятий «международное научно-техническое сотрудничество» и «научная дипломатия», выделены их сущностные характеристики и взаимосвязь, показана важная роль научных фондов как институтов научной дипломатии, чья деятельность направлена на поддержку международного научно-технического сотрудничества. Выбор Индии для исследования обусловлен её растущим влиянием в мире в области науки и инноваций, а также имеющимся потенциалом для расширения научно-технического сотрудничества с Россией в условиях сложившейся геополитической обстановки. Исследование проведено методом анкетирования руководителей российско-индийских научных проектов, получивших грантовое финансирование в 2009–2024 годах, с российской стороны – РНФ, РФФИ; с индийской стороны – Департамента науки и технологий Министерства науки и технологий Индии. Всего таких проектов – 490. Общая выборка – 51 респондент, из них 35 индийских и 16 российских учёных. Согласно полученным результатам, финансовая поддержка является определяющим фактором запуска российско-индийского научно-технического сотрудничества. В установлении научных связей значимая роль принадлежит неформальным каналам коммуникации между учёными двух стран. Среди основных факторов, сдерживающих сотрудничество, отмечается недостаток финансирования, различия в требованиях, включая показатели эффективности, и геополитические риски. В ряде случаев после завершения гранта сотрудничество прекращается или остаётся на уровне академической переписки, что демонстрирует его временный и неглубокий характер. Систематизация и концентрация усилий России и Индии в области научной дипломатии должны быть связаны как с поддержкой новых научно-технических связей, так и обеспечением их устойчивости в долгосрочном периоде.
ISSN 1811-2773 (Online)











